История искусств, XIX век, Романтизм и реализм, Ванюшкина Л.М., Куракина И.И., Тихомиров С.А., 2024.
Курс посвящен романтизму и реализму — двум ключевым направлениям искусства XIX в., культурной эпохи, в которой зарождалось искусство современности. Авторы приглашают студентов совершить путешествие в мир художественной культуры прошлого и столкнуться с основными вопросами, стоявшими перед человеком XIX века. Текстовый материал курса дополнен обширным практикумом. Читателю предлагается работа с рядом произведений изобразительного искусства, задания на анализ ключевых для того времени текстов, в которых представлены, в частности, мнения современных искусствоведов, включающие читателя в диалог между представителями различных художественных направлений и школ, в также выполнение творческих заданий. Курс призван создать многомерный образ искусства романтизма и реализма, помочь читателю выявить ключевые векторы развития художественной культуры XIX века. Материал курса включает как знакомые широкой публике, так и малоизвестные художественные произведения.
Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и профессиональным требованиям.
Курс адресован студентам образовательных учреждений среднего профессионального образования, изучающим историю отечественного и зарубежного искусства.
Константы искусства романтизма.
Крупнейшие достижения художественной жизни конца XVIII — первой половины XIX в. связаны с романтизмом, причем «удельный вес» этих инноваций в европейской культуре оказался настолько велик, что исследователи заговорили об эпохе романтизма как самостоятельном этапе в развитии европейской культуры.
Само слово «романтический» первоначально обозначало произведение, написанное на одном из романских, а не на латинском языке. Далее оно приобрело переносный смысл в значении «воображаемый», «фантастический», «связанный со средневековой стариной», «таинственный», «авантюрный», «пугающий». Как литературный термин слово «романтизм» впервые использует немецкий писатель и поэт Новалис.
Несмотря на то, что первая половина XIX века проходит «под знаком» романтизма, «в разных странах он приобретает очень разные черты, да и в пределах одной национальной школы обнаруживает типологическую и стилистическую неоднородность». Существует значительное количество определений романтизма, однако уже в XIX веке его стремились определить не как стиль, но как особый способ «восприятия мира». Современные искусствоведы рассматривают романтизм как идейно-художественное течение, возникшее в Европе, России и США в качестве реакции на классицизм и мировоззрение предшествующей эпохи Просвещения.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Предисловие.
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО XIX ВЕКА.
Культурные тренды XIX века: рождение современности.
РОМАНТИЗМ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ.
Константы искусства романтизма.
Тема 1. Искусство Франции.
Тема 2. Искусство Германии.
Тема 3. Искусство Англии.
Тема 4. Искусство Испании.
Тема 5. Искусство России.
КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ.
Тема 1. Искусство Западной Европы.
Тема 2. Искусство России.
Дополнительная информация.
Список использованной литературы.
Купить .
Теги: учебник по искусствоведению :: искусствоведение :: искусство :: Ванюшкина :: Куракина :: Тихомиров
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Великие музеи мира, Чикагский художественный институт, Майкапар А., 2012
- Ренессанс и ренессансы в искусстве Запада, Панофский Э., 1998
- Теория и история искусствознания, Постмодернизм, Учебное пособие для вузов, Арсланов В.Г., 2015
- Практическая сенситометрия, Сольский Д., Шеберстов В., 1937
- Теория кино, От Эйзенштейна до Тарковского, Фрейлих С.И., 2015
- Методология семиотики и анализ оперного произведения, Сокольская А.А., 2019