Феномен затекста, Монография, Снигирева Т.А., 2023.
В монографии впервые предпринята попытка системного описания понятия «затекст» в аспекте феноменологии и психологии художественного творчества. Принципиально разграничен затекст как форма авторской рефлексии и затекст как рецептивная практика.
Книга адресована гуманитариям и может быть интересна как литературоведам, так и философам, культурологам, искусствоведам, психологам и литературным критикам.
Инскрипт как затекст.
Писатели книги не покупают. Писатели книги пишут. Но почти у каждого литератора есть или была библиотека, существенно ограничивающая его квартирное пространство и состоящая при этом не только из изданий хозяина. Писатели книги друг другу дарят. И дарят с подобающими этому акту надписями. Дарственные строки на книгах и называются инскриптами.
Инскрипт - характернейший пример именно затекста. Затекста, ближайшего (наряду со ссылками) к собственно тексту. Где выводится дарственная надпись? Как правило, на титульном листе книги, причем и в XIX в., и в начале XX в. инскрипт обычно размещался в верхнем правом углу над фамилией автора или с нею рядом, предваряя тем самым собственно литературный текст. В последние десятилетия такого рода строчки все чаще находят место и под названием книги. Иногда инскрипт получает прописку на форзаце, авантитуле, реже - на фронтисписе или обороте титульного листа, а если надписывается коллективный сборник -то и на той странице, где начинаются тексты дарителя. В некоторых случаях надпись делается под углом (над этой манерой, по свидетельству А. Кушнера, иронизировала А. Ахматова), есть примеры автографа, перпендикулярного по отношению к тексту титула.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Предисловие.
Раздел 1 Исследование феномена затекста: возможности и ограничения.
Глава 1. Лингвистическая природа понятия: затекст или затекст.
Глава 2. Инскрипт как затекст.
Глава 3. Итоговый текст как форма затекста.
Глава 4. Книга художника: текст и затекст.
Глава 5. Жизнеописание и затекст.
Глава 6. Автопредисловие: теория и практика жанра.
Глава 7. Под маской затекста.
Глава 8. Феномен затекста: ускользающая сущность.
Раздел 2. Затекст как форма авторской рефлексии.
Глава 1. Записные книжки: прагматика vs рефлексия.
§1. Записные книжки русских писателей: от «психоза, образовавшегося за годы» до «стенограммы жизни».
§2. «Я стала поэтом прежде, чем женщиной…»: авторская саморефлексия в записных книжках М. Цветаевой.
Глава 2. Мемуарно-дневниковый затекст: варианты автопрезентации.
§1. Женские мемуары: скандал как presentiment.
§2. Мемуарная проза Маргариты Сабашниковой.
§3. Итоговые книги шестидесятников.
§4. «Дневник» Юрия Нагибина как документ автопсихотерапии.
Глава 3. Затекст как система (случай Анны Ахматовой).
Глава 4. Жизнетворчество – автомиф – литературная репутация.
§1. Автомиф Вик. Ерофеева: специфика языка самоописания.
§2. Автомиф Татьяны Толстой.
§3. Миф о писателе: на материале жизни и творчества братьев Стругацких.
§4. Пути жизнетворчества в эпоху постлитературоцентризма (Дмитрий Быков, Виктор Пелевин, Захар Прилепин).
Раздел 3 Затекст как рецепция и сотворчество.
Глава 1. Александр Блок за гранью лирики.
Глава 2. Пометы И. А. Бунина: внетекстовая реальность.
Глава 3. Л. Н. Андреев в полемике вокруг рассказа «Бездна».
Глава 4. Письма читателей М. Зощенко: рецепция и источник творчества.
Глава 5. Серия «ЖЗЛ»: стратегии жизнеописания.
Глава 6. К вопросу о статусе и форме переводческого комментария.
Глава 7. Биографическое прошлое как за-текст ученого-гуманитария.
Глава 8. Образ Советской России в тексте Надежды Мельниковой-Папоушковой.
Глава 9. «Не все благополучно в парторганизации…»: идеологическое влияние на творчество уральских писателей в середине 1940-х гг.
Глава 10. Формирование затекста как гипертекстуальная и мультимодальная практика: на примере прочтения книги Б. Мессерера «Промельк Беллы».
Об авторах / About authors.
Summary.
Купить .
Теги: учебник по литературе :: литература :: затекст :: Снигирева :: литературоведение
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Литературное чтение, 4 класс, Методические рекомендации, Стефаненко Н.А., Горелова Е.А., 2023
- Литературное чтение, 3 класс, Методические рекомендации, Стефаненко Н.А., 2023
- Литературное чтение, 2 класс, Методические рекомендации, Стефаненко Н.А., 2023
- Литературное чтение, 1 класс, Методические рекомендации, Стефаненко Н.А., 2023
- Литературное чтение, 1 класс, Уроки слушания, Методическое пособие, Ефросинина Л.А., 2005
- Литературное чтение, 3 класс, Методические рекомендации, Стефаненко Н.А., 2023
- Литературное чтение, 2 класс, Методические рекомендации, Стефаненко Н.А., 2023
- Литературное чтение, 1 класс, Методические рекомендации, Стефаненко Н.А., 2023