Русский язык и литература, Литература, 10 класс, Базовый уровень, Часть 1, Лебедев Ю.В., 2016.
В учебнике впервые устанавливаются интегрированные связи между предметами «Литература» и «Русский язык» образовательной области «Филология». Задания и вопросы рубрики «Язык литературы» ориентированы на содержание учебника А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы».
Своеобразие становления реализма в русской литературе.
Согласно общепринятой схеме европейского литературного процесса развитие литературы разделяется на следующие стадии — от реализма Возрождения через барокко к классицизму, просветительскому реализму, сентиментализму, романтизму и критическому реализму. Схема разработана на основе развития французской литературы и признана в XIX веке характерной для всех литератур христианской Европы.
Эта схема обычно накладывается и на русский литературный процесс XVIII—XIX веков: классицизм (Ломоносов), просветительский реализм (Фонвизин), сентиментализм (Радищев и Карамзин), романтизм (Жуковский), критический реализм (зрелый Пушкин и далее вплоть до Чехова). Но при этом возникает масса проблем, спутывающих эту ясную линию в клубок.
И в самом деле, у классициста Ломоносова мы находим просветительские и возрожденческие начала, у Фонвизина — уклон то в просветительский, а то и в критический реализм. В поэзии Державина усматриваем распадающийся классицизм, осложнённый элементами просветительства, сентиментализма, романтизма и реализма. Грибоедов вместе с Крыловым, один от классицизма, другой от просветительства, минуя сентиментализм и романтизм, совершают головокружительный скачок к реализму.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
От автора.
Повторение изученного.
Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века.
Своеобразие становления реализма в русской литературе.
Национальное своеобразие русского реализма.
Эволюция русского реализма.
Русская литературная критика второй половины XIX века.
Расстановка общественных сил в 1860-е годы.
«Эстетическая критика» либеральных западников.
«Реальная критика» революционеров-демократов.
Общественная и литературно-критическая программа нигилистов.
Литературно-критическая программа славянофилов.
Литературно-критическая позиция почвенников.
Иван Сергеевич Тургенев.
Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева.
Общественные взгляды Тургенева.
Детство.
Юность.
Молодость.
«Записки охотника».
Повести «Муму» и «Постоялый двор».
Роман «Рудин».
Повести о трагическом смысле любви и природы.
Роман «Дворянское гнездо».
Роман «Накануне». Разрыв с «Современником».
Роман «Отцы и дети».
Творческая история романа «Отцы и дети».
Трагический характер конфликта в романе.
Споры Базарова с Павлом Петровичем.
Внутренний конфликт в душе Базарова. Испытание любовью.
Мировоззренческий кризис Базарова.
Второй круг жизненных испытаний. Болезнь и смерть Базарова.
«Отцы и дети» в русской критике.
Литературоведческий практикум «Отцы и дети».
Идейное бездорожье. «Дым».
Общественный подъём 1870-х годов. Роман «Новь».
Последние годы жизни Тургенева.
Николай Гаврилович Чернышевский.
Гражданская казнь.
Детские годы.
Саратовская духовная семинария.
Петербургский университет.
Саратовская гимназия.
Подступы к новой эстетике.
Роман «Что делать?».
Творческая история романа «Что делать?».
Жанровое своеобразие романа.
Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения.
Диалоги с «проницательным читателем».
Композиция романа.
Старые люди.
Новые люди.
«Особенный человек».
Четвёртый сон Веры Павловны.
Каторга и ссылка. Роман «Пролог».
Иван Александрович Гончаров.
О своеобразии художественного таланта И. А. Гончарова.
Роман «Обыкновенная история».
Цикл очерков «Фрегат „Паллада"».
Роман «Обломов».
Н. А. Добролюбов о романе.
А. В. Дружинин о романе.
Полнота и сложность характера Обломова.
Андрей Штольц как антипод Обломова.
Обломов и Ольга Ильинская.
Историко-философский смысл романа.
Литературоведческий практикум. «Обломов».
Творческая история романа «Обрыв».
Райский.
Бабушка.
Марфенька.
Вера.
«Просветитель» Веры — нигилист Марк Волохов.
Грехопадение Веры.
Выход из «обрыва».
«Обрыв» в оценке русской критики.
Александр Николаевич Островский.
Художественный мир драматурга.
Детские и юношеские годы.
Начало творческого пути.
«Гроза» как русская трагедия.
Творческая история «Грозы».
«Состояние мира» и расстановка действующих лиц в «Грозе».
О народных истоках характера Катерины.
Н. А. Добролюбов и А. А. Григорьев о «Грозе».
Катерина как трагический характер.
Литературоведческий практикум. «Гроза».
Историческая драматургия Островского.
Драматургия Островского конца 1860-1870-х годов.
В мире сказки.
Драма «Бесприданница» (1878).
Пьесы жизни.
Фёдор Иванович Тютчев.
Малая родина Тютчева.
Тютчев и поколение «любомудров».
Мир природы в поэзии Тютчева.
Поэзия Тютчева в контексте русского литературного развития.
Хаос и космос в лирике Тютчева.
Любовь в лирике Тютчева.
Тютчев о причинах духовного кризиса современного человека.
Поэтическое открытие русского космоса.
Литературоведческий практикум. Любовная лирика Ф. И. Тютчева.
Николай Алексеевич Некрасов.
О народных истоках мироощущения Некрасова.
Детство и отрочество Некрасова.
«Петербургские мытарства». Встреча с В. Г. Белинским.
Некрасов — журналист и издатель.
Поэтический сборник Некрасова 1856 года.
Некрасов о судьбах русской поэзии.
Народ в лирике Некрасова. Поэтическое «многоголосье».
Своеобразие сатирических стихов Некрасова.
Поиск героя нового времени в поэме «Саша».
Своеобразие любовной лирики Некрасова.
Поэзия Некрасова в преддверии реформы 1861 года Первый пореформенный год. Поэма «Коробейники».
Период «трудного времени». Поэма «Мороз, Красный нос».
Лирика Некрасова 1860-х годов.
Лирика Некрасова 1870-х годов.
Историко-героические поэмы.
Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо».
Творческая история «Кому на Руси жить хорошо».
Жанр и композиция поэмы-эпопеи.
Первоначальные представления странников о счастье.
Перелом в направлении поисков.
Яким Нагой.
Ермил Гирин.
Странники и помещик.
Матрёна Тимофеевна.
Савелий, богатырь святорусский.
Народный мир в движении.
Творческая история «Пира на весь мир».
Гриша Добросклонов.
Литературоведческий практикум. Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо».
«Последние песни».
Афанасий Афанасьевич Фет.
Стихи Фета о назначении поэзии.
Место Фета в русской поэзии второй половины XIX века.
Характерные особенности лирики Фета.
Метафоричность лирики Фета.
Любовная лирика Фета.
Природа в поэзии Фета.
Эпитет в лирике Фета.
Литературоведческий практикум. Лирика А. А. Фета.
Алексей Константинович Толстой.
Жизненный путь А. К. Толстого.
Лирика А. К. Толстого.
Баллады и былины А. К. Толстого.
Трилогия А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис».
Сатирические произведения А. К. Толстого.
«Бесстрашный сказатель правды».
Литературоведческий практикум. Любовная лирика А. К. Толстого.
Купить .
Теги: учебник по литературе :: литература :: Лебедев :: 10 класс
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Родная русская литература, 5 класс, Александрова О.М., Аристова М.А., Беляева Н.В., 2021
- Русская литература XX века, 11 класс, часть 2, Агеносов В.В., 2004
- Литературное чтение, 3 класс, Тетрадь проектов, Кац Э.Э., 2016
- Русская литература XIX-XX веков, Конспективное изложение программных тем, Сушилина И.К., Щепакова Т.А., Вознесенская Т.И., 2001
- Литература, 8 класс, часть 1, Меркин Г.С., 2017
- Литература, 9 класс, часть 2, Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А., 2012
- Литература, 9 класс, часть 1, Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С., 2013
- Литература, 10 класс, базовый и профильный уровни, часть 1, Маранцман В.Г., Маранцман Е.К., Полонская О.Д., 2009