Музей как объект культуры, Искусство экспозиционного ансамбля, Майстровская М.Т., 2016.
Книга посвящена становлению и развитию искусства музейной экспозиции и музея в целом как объекта культуры начиная с зарождения музеев до рубежа XIX-XX веков. Впервые анализируются вопросы формирования архитектурно-художественного построения музея, искусства экспозиции в контексте общехудожественных и культурных тенденций времени. Рассматриваются основные этапы, характер композиционных взаимосвязей, принципы и приемы, средства выразительности экспозиционного ансамбля. Внимание уделяется вопросам художественной организации выставочных композиций, истории их формирования и характерным чертам развития.
Архитектурное и экспозиционное построение рассматривается в качестве одного из сложнейших жанров средового искусства и дизайна, с присущими ему качествами, средствами выразительности, принципами построения среды и образа, различными научными подходами, в контексте исторического развития.
Книга адресована художникам, дизайнерам, сотрудникам музеев, преподавателям и студентам учебных заведений данного профиля, практикам, занимающимся экспозиционной деятельностью, а также всем тем, кто интересуется вопросами искусства и культуры.
Становление экспонирования.
Эволюция музея и его экспозиций демонстрирует непрестанное изменение, расширение и совершенствование функций, форм и мировоззренческих принципов, лежащих в основе предметно-пространственной организации экспозиции на всем протяжении ее истории. Это изменение экспозиционных форм обусловлено общим развитием культуры, искусства и науки, с которыми они непосредственно связаны. В основе своей художественное построение музейной экспозиции неотделимо от общекультурных тенденций эпохи, которые она выражает в своей пластической и художественной организации.
Экспонирование в историческом аспекте предполагает различные, характерные для того или иного периода принципы и приемы «показа» предметов коллекций, художественной аранжировки предметно-пространственной среды.
С развитием «показа» всегда возникали две основные проблемы: первая - художественная, эстетическая, основанная на характере и критериях восприятия зрителя; и вторая - обеспечение утилитарной функции (сохранности экспоната и доступности его обзора, создание достаточного освещения представленных к осмотру предметов и т.д.). Организация «показа» всегда требовала решения детерминированности в системе передачи информации при «показе», учета и внимания к самому процессу «общения» между экспонатом и зрителем, который, в сущности, никогда не менялся. Он лишь гибко формировался под воздействием потребностей восприятия, отвечал новым принципам «познания» и «видения» мира, художественной стилистики времени, соотносился с комплексом актуальных мировоззренческих идей.
Оглавление.
Введение.
ГЛАВА 1 . Становление экспонирования.
Начало формирования экспонирования.
Принципы организации «протоэкспонирования» Средневековья и европейские кунсткамеры.
Зарождение европейского музея.
Дифференциация коллекций и экспонирования.
Примечания.
ГЛАВА 2 . Экспонирование в эпоху Просвещения.
Архитектурно-художественный ансамбль: принципы и формы.
Принципы рокайльной презентации.
Художественная организация и экспонирование первых музеев России.
Кунсткамера в Санкт-Петербурге.
Дворцовый Эрмитаж.
Музейно-экспозиционные концепции Англии.
Предпосылки нового экспонирования.
Преобразование дворца в музей. Лувр.
Примечания.
ГЛАВА 3 . Дворцовый экспозиционный ансамбль (первая половина ХIХ века).
Архитектурные тенденции.
Романтический музей начала XIX века.
Версаль – дворцовый музей.
Музейные концепции немецкой архитектурной школы.
Творчество Карла Фридриха Шинкеля.
Творчество Лео фон Кленце.
Экспозиционные ансамбли Нового Эрмитажа.
Оружейная палата Московского Кремля.
Примечания.
ГЛАВА 4 . Национальные музейные проекты (вторая половина ХIХ – начало ХХ века).
Архитектурно-художественные концепции национальных музеев.
Конкурсные проекты.
Дрезденская картинная галерея.
Боде-музей.
Национальная галерея. Лондон.
Музеи Нового Света.
Музей Виктории и Альберта в Лондоне.
Австрийский музей прикладного искусства в Вене.
Музеи Венгрии.
Рейксмузей.
Естественно-исторический музей Лондона.
Национальный музей Чехии.
Музейный комплекс Вены.
Стилистические направления в искусстве интерьера.
Примечания.
ГЛАВА 5 . Выставочная практика ХIХ века.
Всемирные и промышленные выставки.
Всемирная выставка 1851 г. в Лондоне.
Российская выставочная практика.
Художественные выставки в России.
Примечания.
ГЛАВА 6 . Музейное строительство России.
Музеи Строгановского училища и Центрального училища.
технического рисования барона Штиглица.
Концепция национального стиля в музейной архитектуре.
Исторический музей в Москве.
Новые экспозиционные принципы.
Синтез экспозиционных решений на рубеже веков.
Примечания.
Выводы.
Заключение.
Краткая библиография.
Купить .
Теги: учебник по искусствоведению :: искусствоведение :: искусство :: Майстровская :: экспонирование
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Современные режиссёры Японии, Теракопян M.Л., 2015
- Музыка Древней Греции и Рима, Герцман Е.В., 1995
- Техника сценической речи, Саричева Е., 1948
- Гальванотехника в декоративном искусстве, Одноралов Н., 1974
- Экспериментальное искусство, Влияние теории на художественное творчество, Личчиарделло О., Ломбардо С., Петров В., 2011
- Архитектура Московского метро, 1935-1980 годы, Костина О.В., 2019
- Мастерство актера, Станиславский - Болеславский - Страсберг, история, Теория, Практика, Черкасский С.Д., 2016
- Произведения разных лет, том 5, Малевич К., 2004