Мастерство актера, Станиславский - Болеславский - Страсберг, История, Теория, Практика, Черкасский С.Д., 2016.
В книге режиссера и педагога, доктора искусствоведения С. Д. Черкасского впервые в отечественной театральной литературе рассматриваются режиссура и педагогика Ричарда Болеславского (1889-1937) и Ли Страсберга (1901-1982) как опыт развития системы Станиславского. Исследована творческая деятельность возглавляемых ими коллективов — нью-йоркского Лабораторного театра (1923-1930), театра «Груп» (1931-1940) и Актерской студии (с 1947), работа которых является важнейшим сквозным сюжетом истории американского театра XX века. Проанализированы недоступные русскоязычному читателю труды Болеславского и Страсберга, в первую очередь книги «Мастерство актера: Шесть первых уроков» и «Сочиненные чувства».
Книга основана на многочисленных архивных материалах, содержит более четырехсот уникальных фотографий из архивов России, Америки и Польши. Исследование идет на нескольких уровнях — различные главы раскрывают новые страницы истории американского и российского театра XX века, поднимают основополагающие вопросы методологии актерского творчества и дают конкретные упражнения для практических тренингов по Методу Страсберга.
Издание адресовано всем людям театра — опытным актерам и студентам, критикам и историкам театра, любителям театрального искусства.
Наследие Станиславского и Система — проблемы соотнесения.
Творческая судьба актера и режиссера Ричарда Болеславского словно готовила его к будущей педагогической деятельности. За фактами театральной биографии — играл в первом спектакле МХТ, поставленном исключительно «по системе», ставил первый спектакль Первой студии МХТ — возникает не просто знание системы Станиславского, но ее глубоко прочувствованное, совместное со Станиславским проживание. Именно сопричастность этапным поворотам в жизни Системы в 1910-е годы даст возможность Болеславскому не только содержательно передавать ее своим будущим американским ученикам, но и творчески развивать положения и идеи Станиславского тогда, когда, находясь вдали от учителя, он уже не сможет обратиться к нему за советом. Но, чтобы понять принципы развития Системы в творчестве Болеславского, необходимо проследить этапы развития самой Системы, столь хорошо известные Болеславскому и, собственно говоря, сформировавшие его как режиссера-педагога. Необходимо проанализировать событие Болеславского и системы Станиславского.
Начинать нам приходится с неожиданного вопроса: а что, собственно говоря, мы подразумеваем сегодня под столь привычным словосочетанием — «система Станиславского»? Ведь состояние терминологического аппарата, которым сегодня пользуются и практики, и теоретики театра таково, что совсем неслучайно в предисловии к своему трактату «К теории театра» Ю. М. Барбой вынужден не без юмора признать: «Из трех слов, составляющих заглавие этой работы, в объяснениях нуждаются все три». Поэтому и нам необходимо уточнить, что же именно подразумевается под главным понятием настоящего исследования.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Предуведомление.
От автора.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Введение: территория Станиславского.
Обзор литературы.
О переводе.
Часть первая СТАНИСЛАВСКИЙ — БОЛЕСЛАВСКИЙ.
Система Станиславского и сценическая деятельность Ричарда Болеславского 1910-х — начала 1920-х годов.
Глава первая Исследование Станиславским внутренней психотехники актера в 1900-1910-е годы.
Наследие Станиславского и Система — проблемы соотнесения.
Первые шаги Системы.
Студия МХТ.
Аффективная память как ведущий элемент Системы.
Йога входит в работу актера над собой.
Сверхсознание. «К бессознательному через сознательное».
Новый этап Системы.
«Урок действия» Станиславского и вахтанговская интерпретация Системы.
Глава вторая Освоение системы Станиславского в актерских и режиссерских работах Ричарда Болеславского 1910-х — начала 1920-х годов.
Ричард Болеславский в Художественном театре.
Первый спектакль Студии: «Гибель "Надежды"».
Ричард Болеславский в Студии.
Театральность на сцене и в жизни, или Вахтангов — Болеславский: кто первый?.
За пределами aima mater: «Рваный плащ» в БДТ.
Три года в Европе.
Представитель Станиславского в Америке.
Часть вторая БОЛЕСЛАВСКИЙ.
Театрально-педагогическая деятельность Ричарда Болеславского 1920 -1930-х годов.
Глава третья Американские гастроли М ХТ1923-1924 годов и их воздействие.
на американскую актерскую школу.
Американский театр 1920-х годов.
МХТ в зеркале американской критики.
Американская актерская школа к 1920-м годам.
Учителя и ученики.
Эхо гастролей: новые театры, новые школы.
Глава четвертая Лабораторный театр. Болеславский — режиссер и педагог.
Творческая программа театра-школы.
Педагогический состав «Лэб».
«Мадам» Мария Успенская.
На уроке Болеславского.
Хроника семи сезонов Лабораторного театра: 1923-1930.
Первый год учебы.
Опять все начинается с моря: «Плащ русалки».
Встреча со зрителем: шекспировский карнавал и пуританские гимны.
«Соломенная шляпка» и открытие Уайлдера.
Третий зрительский сезон: победы и поражения.
Сезон без зрителей.
С Марией Германовой во главе.
Лабораторный театр в истории американского театра XX века.
Болеславский на Бродвее.
Музыка, масштаб, ансамбль, успех.
Встречи с Шекспиром и Крэгом.
В плену коммерческого театра.
Болеславский в Голливуде.
Глава пятая Театрально-педагогические принципы Болеславского.
«Шесть первых уроков».
«Творческий театр» и другие манифесты 1923 года.
Первый урок: Внимание.
Лекции 1925-1926 годов и «Основы мастерства актера».
Второй урок: Память эмоций.
Третий урок: Драматическое действие.
Четвертый урок: Создание характера.
Пятый урок: Наблюдения.
Шестой урок: Ритм.
Книга «Мастерство актера: Шесть первых уроков».
Болеславский — Станиславский: кто первый?.
Часть третья СТАНИСЛАВСКИЙ — СТРАСБЕРГ.
Формирование Метода в театральной деятельности Ли Страсберга 1930-1960-х годов.
Глава шестая Формирование творческого мировоззрения Страсберга и его театральная деятельность 1920-х годов.
Актерское искусство 1920-х глазами Страсберга.
В поисках школы: на пути к Лабораторному театру.
В театре «Гилд».
На подступах к театру «Груп».
Глава седьмая Театр «Груп». Страсберг — режиссер и педагог.
«Нас называли "группой".».
Рождение нового театра: «Дом Коннелли».
«1931-» и свой зритель «Груп».
«Ночь над Таосом» и Груп-строй.
Борьба за театр: «История успеха».
«Люди в белом»: первый хит театра «Груп».
«Аристократка»: неудача с последствиями.
Глава восьмая Учебная программа театра «Груп» и влияние на нее русского театрального искусства 1920-1930-х годов (Станиславский, Вахтангов, Мейерхольд).
Три летних семестра театра «Груп».
Американцы в Москве.
Станиславский — Адлер: уроки в Париже.
Раскол в театре «Груп».
Глава девятая Развитие системы Станиславского в 1930-е годы и история ее публикации.
Можно ли писать о Системе?.
Поздний Станиславский.
Аффективная память в работе Станиславского 1930-х годов.
Станиславский и йога.
Система приходит к читателю.
Глава десятая Режиссерско-педагогическая деятельность Страсберга второй половины 1930-х— 1960-х годов.
Адлер — Страсберг: анализ методологического конфликта.
«Гай — Золотой орел»: земля уходит из-под ног.
Смена лидера «Груп»: режиссура Гарольда Клёрмана.
«Дело Клайда Гриффитса»: путь к Пискатору и Брехту.
«Джонни Джонсон»: встречи и расставания.
«Груп» без Страсберга. И все равно со Страсбергом.
Перед выбором: педагогика или режиссура?.
Актерская студия — храм Метода.
Часть четвертая СТРАСБЕРГ.
Воспитание актера Метода.
Глава одиннадцатая The Method: основные положения.
"A Dream of Passion" = «Сочиненные чувства».
Релаксация и многообразие психофизических подходов к ее достижению.
Импровизация и этюды.
Упражнение на эмоциональную память.
Аффективная память как основа художественной креативности.
Наука об аффективной памяти: подсказки актерам.
От Станиславского к Страсбергу: тактика использования аффективной памяти.
Глава двенадцатая Практика Метода.
Работа актера Метода над собой: последовательность упражнений в тренинге Страсберга.
Работа актера Метода над ролью: примеры из репетиций Ли Страсберга.
Система и Метод — общность и различия.
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Список основных творческих работ Ричарда Болеславского.
Театр.
Кино.
Литературное наследие.
Список основных творческих работ Ли Страсберга.
Театр.
Кино.
Литературное наследие.
Список фотографий и изображений.
Указатель имен.
Указатель произведений.
Summary.
Acting: Stanislavsky — Boleslavsky — Strasberg.
History, Theory and Practice.
Купить .
Теги: учебник по искусствоведению :: искусствоведение :: искусство :: Черкасский :: актер :: театр
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Гальванотехника в декоративном искусстве, Одноралов Н., 1974
- Музей как объект культуры, Искусство экспозиционного ансамбля, Майстровская М.Т., 2016
- Экспериментальное искусство, Влияние теории на художественное творчество, Личчиарделло О., Ломбардо С., Петров В., 2011
- Архитектура Московского метро, 1935-1980 годы, Костина О.В., 2019
- Произведения разных лет, том 5, Малевич К., 2004
- Великие музеи мира, Национальная галерея Шотландии, том 73, Гордеева М., 2013
- Великие музеи мира, Национальный музей Барджелло, том 93, Геташвили Н., 2013
- Великие музеи мира, Галерея Дориа-Памфили, том 42, Геташвили Н., 2012