Музыка Древней Греции и Рима, Герцман Е.В., 1995.
Говорят, что в святилище Аполлона в Дельфах была выставлена надпись: «Познай самого себя». Некоторые приписывают это высказывание спартанскому мудрецу Хилону. Сама же идея самопознания, возможно, в другом словесном оформлении, возникла задолго до античных времен тогда, когда человек стал понимать себя как сложный многоярусный организм, не только физиологический, но и духовный. С тех пор человек обречен на самопознание.
Книга, которую читатель держит сейчас в своих руках, призвана помочь ему в осмыслении одной из давних страниц музыкальной жизни, относящейся к эпохе, получившей наименование античности от латинского прилагательного «antiquus» — древний, старинный.
Миф и явь.
Вначале был Хаос. Существовала лишь бесформенная бесконечность, где свет был совмещен с мраком, земля с водой, конец с началом, верх с низом. Мировой универсум находился в безвременном зияющем пространстве. Так было извечно! И никто никогда не знал и не узнает, каков был в действительности Хаос, чем он был наполнен. Ибо никому не дано проникнуть в столь давнюю и совершенно безжизненную тайну.
Но вот наступил великий акт первотворения. Хаос словно вытолкнул из себя три грандиозные сферы будущего мирового порядка: сияющее Небо, твердую Землю и мрачный Тартар. В результате оказались проявленными свет и верх, олицетворенные Небом, а также мрак и низ, воплощенные в Тартаре — вечно черной бездне. В центре же водрузилась Земля, находившаяся на равном удалении как от Неба, так и от Тартара. Эта удивительная симметрия стала основой гармонии вселенной. Брак Неба-Урана и Земли-Геи породил могучих титанов, населивших вселенную. Отсюда началась жизнь мира, в который впоследствии вошел и человек.
Оглавление.
К читателю.
Очерк первый. Музыкальный пантеон.
Миф и явь.
Шумные куреты.
Звуки моря и неба.
Эхо.
Священные насекомые муз.
Музы-прорицательницы Музы-хариты и музы-камены.
Ремесла муз.
Музы и «музике».
Дафнис и сирены.
Предводитель муз Аполлон против Гермеса.
Форминкс или лира?.
Буйный сын Семелы.
Пришелец из Малой Азии.
Музыкальная свита Диониса.
Пан и Сиринга.
Очерк второй. Языческие поклонения.
Эти странные древние боги.
Вокруг алтаря.
Музыкальные приношения.
Гимны в Дельфах.
Жрецы Аполлона.
Дифирамб Дионису Мистическое видение.
Очерк третий. Между мифом и реальностью.
Орфей.
Лин Фамир.
Амфион.
Гиагнис.
Марсий.
Олимп.
Очерк четвертый. От рождения — до смерти.
Триединая гармония.
Поэт — это композитор Танцующий авлет.
На все случаи жизни.
В честь Гименея.
Трапеза с музыкой.
Перед уходом в царство Аида.
Очерк пятый. Музыкальная агонистика.
Олимпийская идея.
Пифиады.
Панафинеи.
Конкурсомания.
Очерк шестой. Звуки амфитеатра.
От дифирамба к трагедии.
Музыка и маски.
Начиная от Ливия Андроника.
Очерк седьмой. На службе у государства.
Преображения нома.
Фалет и Тиртей Топорилира.
Философия цензуры.
С авлосом и сальпинксом.
Оркестр для легионов.
Очерк восьмой. Дилетанты и профессионалы.
Тираны, цари, императоры.
Позорная и возвышенная страсть Свободные и рабы.
Очерк девятый. Новый миф.
Загадочный сфинкс.
«Гармония» — это стиль.
Образы высотных полюсов.
Старая идея на новый лад.
Музыка космоса.
Фрагмент из папируса.
Много столетий спустя.
Эпилог.
Именной указатель.
Список иллюстраций.
Литература.
Купить .
Теги: учебник по искусствоведению :: искусствоведение :: искусство :: Герцман
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Искусство, Содружество искусств, 9 класс, учебник, Данилова Г.И., 2013
- Искусство, базовый уровень, 10 11 классы, рабочая программа, Данилова Г.И., 2017
- Искусство, Мир и человек в искусстве, 7 класс, Данилова Г.И., 2013
- Современные режиссёры Японии, Теракопян M.Л., 2015
- Техника сценической речи, Саричева Е., 1948
- Гальванотехника в декоративном искусстве, Одноралов Н., 1974
- Музей как объект культуры, Искусство экспозиционного ансамбля, Майстровская М.Т., 2016
- Экспериментальное искусство, Влияние теории на художественное творчество, Личчиарделло О., Ломбардо С., Петров В., 2011