Ренессанс и Барокко, Вёльфлин Г., 2004.
Сочинение Вельфлина открыло современникам новые методы стилистического анализа и иной взгляд на саму категорию барокко. В основу книги легла редакция перевода Е.Лундберга, снабженная современным научным аппаратом. Издание содержит большое количество иллюстраций. Предназначено для специалистов и для всех интересующихся изобразительным искусством.
ЖИВОПИСНЫЙ СТИЛЬ.
1. Историки искусства единогласно считают отличительной чертой архитектуры барокко ее живописный характер. Архитектура изменяет в барокко своей природе и пытается воздействовать средствами, свойственными другому роду искусства: она становится живописной.
Понятие живописного принадлежит к числу наиболее важных, но и наиболее неясных и расплывчатых понятий, которыми оперирует история искусства. Существует. подобно живописной архитектуре, и живописная пластика. Кроме того, в истории живописи может быть выделен даже особый живописный период: также говорят о живописных световых эффектах, о живописном беспорядке, о живописной роскоши и т. д. Кто хочет выразить этим понятием что-либо определенное, тот должен вначале отдать себе отчет в его содержании.
Что значит «живописный»? Проще всего было бы сказать: живописно то, из чего выйдет картина, то, что без всяких добавлений может стать сюжетом для живописца.
СОДЕРЖАНИЕ
А. Якимович. Генрих Вёльфлин и другие 9
Введение
1. Определение итальянского барокко 52
2. Определение римского барокко 53
3. Временные рамки 54
4. Мастера 56
5. Современная точка зрения на изменение стиля. Термин «барокко» 65
6. Отношение к античности.
Чувство собственного достоинства 67
I. СУЩНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ СТИЛЯ
Глава I. Живописный стиль
1. Понятие живописного стиля в целом 72
2. Живописный стиль в живописи 73
3. Линии и массы (свет и тень); плоскость и пространство 74
4. Свободный стиль 77
5. Необозримое и Непостижимое 78
6. Разграничение живописного и цветного 80
7. Живописный стиль в скульптуре 81
8. Применение понятия [живописного] к архитектуре барокко 82
Глава II. Величественный стиль
1. Общее впечатление от ренессанса и барокко 84
2. Величественный стиль.
Стремление к колоссальному 85
3. Упрощение и единство композиции 87
Глава III. Массивность
1. Увеличение массы и подчеркивание тяжести вплоть до потери формы 94
2. Характер массы: мягкая, сочная. Вздутость 98
3. Масса не вполне сформирована и расчленена 104
а) Связанные материей, мало различающиеся формы: пилоны, пилястры, лизены; утопленная в стену колонна 104
б) Умножение мотивов 109
в) Умножение начальных и заключительных мотивов 111
г) Границы и углы 111
д) Целое не является завершенным организмом. Замкнутая, неразвитая массивность 114
Глава IV. Движение
1. Отношение силы и массы 116
2. Устремление в высоту 116
а) Неравное распределение пластического элемента 117
б) Разрушение горизонтали (ломка форм) 117
в) Ускорение движения линий 118
3. Устремление в высоту как мотив вертикальной композиции. Успокоение по вертикальной линии 119
4. Движение по горизонтали 120
а) Ритм вместо метра 121
б) Нарастание пластической экспрессии по направлению к середине 121
в) Волнообразное искривление фасада 121
5. Мотив напряженности: неудовлетворительные пропорции и формы 123
6. Мотив перекрывания форм и необозримости 125
7. Неограниченное: эффекты освещения во внутреннем пространстве 126
8. Заключение. Система пропорциональных соотношений в ренессансе и барокко «127
II. ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ СТИЛЯ
1. Механическая и психологическая теории 134
2. Испытание первой 136
3. Испытание второй 139
4. Идеал тела в искусстве барокко 144
5. Истоки у Микеланджело 147
6. Его настроение 149
7. Серьезность постренессанса 150
8. Поэзия 150
9. Неопределенно-живописное. Возвышенное 153
10. Барокко как антипод античности и ренессанса 156
III. РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ТИПОВ
Глава I. Церковная архитектура
1. Центрические и вытянутые в плане постройки 184
2. Системы фасада 187
3. Историческое развитие фасада 198
4. Внутреннее пространство 209
а) Продольный неф с капеллами 211
б) Бочарный свод 213
в) Отделка стен 214
г) Формы купола и освещение «219
Глава II. Дворцовая архитектура
1. Общие замечания. Противопоставление фасада и внутреннего пространства. Частный и общественный типы дворца 222
2. Стена и ее членение. Соотношение стены и проемов 223
3. Горизонталь в композиции 226
4. Вертикаль в композиции 226
a) «Ultima maniera» Браманте и ее развитие 228
б) Фасады по образцу палаццо Фарнезе 229
в) Фасад с мезонином «229
5. Формы членения «231
6. Окна 233
7. Ворота 235
8. Двор 235
9. Лестница 240
10. Внутренние помещения 241
Глава III. Виллы и парки
1. Пригородный и сельский типы виллы 244
2. Архитектура пригородной виллы 244
3. Архитектура сельской виллы 248
4. Вход, площадки перед домом и позади него 250
5. Композиция парка: тектоническое и атектоническое 251
6. Величественный стиль. Выделение giardino secreto 255
7. Использование деревьев: группа, аллея; роща 258
8. Использование воды 260
а) Фонтан 261
б) Каскад 265
в) Бассейн (пруд) 266
9. Шутихи 267
10. Восприятие парка. Его общественный характер 268
Литература 371
Примечания 274
Список иллюстраций 281
Указатель имен 283.
Купить книгу Ренессанс и Барокко, Вёльфлин Г., 2004 .
Купить книгу Ренессанс и Барокко, Вёльфлин Г., 2004 .
Теги: учебник по искусствоведению :: искусствоведение :: Вёльфлин :: барокко
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Всё о чудесах архитектуры, Афонькин С., 2009
- Великие художники, Камминг Р., 2008
- Брейгель, Котельникова Т.М., 2004
- Тайны соборов, или Соборы тайны, Черинотти А., 2007
- Пейзажная живопись, Пилипенко В.Н., 1993
- Пейзаж в искусстве, Кларк К., 2004
- Мифы в искусстве старом и новом, Менар Р., 2007
- Малая история искусств, Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе, Тяжелов В.Н., 1981