Период истории итальянского искусства, относящийся приблизительно к 1500—1550 годам, принято называть Высоким Возрождением и рассматривать его как кульминацию эпохи Возрождения. Последнее, разумеется, относится лишь к первой половине этого периода: во второй его половине уже предполагается начало упадка искусства Возрождения. «Лишь очень узкая кромка горного хребта составляет вершину,— пишет Вёльфлин. — После 1520 года не возникло, пожалуй, ни одного произведения, безукоризненно чистого по стилю». В основе этого тезиса лежит не столько понимание реальных движущих сил эволюции, сколько догматическая идея. Если же отказаться от подобной концепции стиля (что едва ли нуждается сегодня в обосновании), то положение дел представится иным. В таком случае искусство чинквеченто покажется нам не просто продолжением и завершением искусства предшествующего периода, но движением по иному пути и чем-то принципиально новым. К тому же искусство это неоднородно, оно представляет собою итог различных течений и направлений — разительный контраст по сравнению с относительным единством искусства кватроченто. И наконец: в то время как Возрождение в XV столетии было, по существу, явлением итальянским, национальным, отныне речь идет о новых духовных силах, действующих во всей западной культуре. Характерной чертой этого замечательного периода является деятельность чрезвычайно крупных творческих индивидуальностей — подобной плеяды не найти в любой другой эпохе. Микеланджело, Рафаэль, Корреджо, Тициан в гораздо большей степени лично и непосредственно определяли ход эволюции, нежели художники XV столетия, которым— несмотря на все индивидуальные различия — мнилась более или менее общая цель. Таким образом, наше внимание, естественно, сосредоточивается на этих ведущих творцах.
Микеланджело.
Крупнейший художник на исходе кватроченто, Леонардо словно бы синтезировал в своем творчестве прогрессивные устремления целого столетия; наряду с этим он был гением, искусство которого высоко вознеслось над его временем и проложило пути, освоенные лишь последующими поколениями. Мастерство Леонардо достигло полной зрелости сравнительно поздно, в последние годы XV столетия, и при этом — вдали от родины художника, в Милане. Когда же Леонардо пришлось покинуть Милан, он вернулся во Флоренцию, убежденный, несомненно, в том, что займет там главенствующее положение. Однако Леонардо недолго пробыл на родине; разочарованный, он во второй раз покинул Флоренцию, ибо вынужден был осознать, что его искусство уступает место новому искусству, а его слава — славе молодого мастера. Леонардо был побежден в состязании с Микеланджело не потому, что он абсолютно, sub specie aeternitatis , был ниже его, но потому, что искусство Микеланджело знаменовало новое время, олицетворяло совершенно новое идейное направление и преследовало иные художественные цели, чем те, с которыми было связано искусство Леонардо.
Мне хотелось бы пояснить эту мысль на примере юношеских произведений Микеланджело. При этом я хочу начать не с первых работ скульптора, а с произведения, которое завершило период его юношеского развития и принесло Микеланджело славу первого художника среди его современников-итальянцев: со статуи Давид. Примечательно, что слава Микеланджело, подобно славе Донателло, началась с произведения, созданного по заказу флорентийского соборного попечительства. В 1461 году попечители строительства предложили Агостино ди Дуччо, заурядному скульптору, выполнить для собора большую статую Давида.
Оглавление
Высокое Возрождение
I.Микеланджело
II.Рафаэль
III.Корреджо
IV.Тициан
Возникновение искусства барокко
I. Церковь Иль Джезу в Риме
II. Маньеризм
1.Школа Рафаэля
2.Поздний стиль Микеланджело
3.Тинторетто
4.Флорентийцы
5.Преемники Корреджо
6.Итоги
III. Бернини
Комментарии
Список таблиц
Таблицы
Е. И. Ротенберг
Макс Дворжак и его «История итальянского искусства в эпоху Возрождения»
Указатель имен.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История итальянского искусства в эпоху Возрождения, том 2, Дворжак М., 1978 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Теги: учебник по искусствоведению :: искусствоведение :: Дворжак
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- История искусства зарубежных стран, Средние века, Возрождение, Нессельштраус Ц.Г., 1982
- История искусства зарубежных стран, Первобытное общество, Древний Восток, Античность, Чубова А.П., 1981
- История европейского искусствознания, От Античности до конца XVIII века, Виппер Б.Р., Ливанова Т.Н., 1963
- Основные понятия истории искусств, Проблема эволюции стиля в новом искусстве, Вёльфлин Г., 2009
Предыдущие статьи:
- Искусство Восточного Средиземноморья I-IV века, Чубова А.П., 1985
- Русское искусство первой половины XIX века, Ракова М.М., 1975
- Искусство Чехии и Моравии, Поп И.И., 1978
- Искусство Франции второй половины XIX века, Раздольская В.И., 1981