Настоящие лекции посвящены истории итальянского искусства в период, простирающийся от Джотто до смерти Микеланджело. Таким образом, речь идет о двухстах пятидесяти годах художественного развития в Италии, столь длительное время считавшихся той высшей ступенью всей послеантичной эволюции, на смену которой могло прийти лишь движение по нисходящей линии, лишь упадок. Сейчас мы уже полностью отказались от подобной теории подъема и упадка, и потребуется не так уж много слов для доказательства того, что и последующее время — например, период барокко или искусства за пределами Италии — было не менее творчески продуктивным, находилось на той же высоте и обрело ту же значимость в наших глазах, что и итальянское искусство между XIV и XVI веками. Однако, быть может, именно потому, что подобная догматическая оценка Возрождения отныне уже дело прошлого, итальянское Возрождение вновь привлекает наше внимание не только как на редкость своеобразное явление, но и как источник теоретических взглядов на искусство и новшеств, сила влияния которых не утрачивается в дальнейшем и простирается до самого последнего времени.
Новое Евангелие.
В самом начале XIV столетия — по-видимому, около 1306 года — некий флорентийский живописец Джотто ди Бондоне по заказу богатого падуанского горожанина Энрико Скровеньи украсил стенными росписями капеллу Санта Мария дель Арена в Падуе. Мы вправе начать наше изложение этими росписями, ибо хотя они и не являются древнейшими памятниками нового итальянского искусства, знаменующими переход к Возрождению, но тем не менее открывают собой ряд наиболее значительных из сохранившихся до наших дней произведений, в которых новые устремления обрели решающую свою форму.
Падуанскими же росписями можно начать также и обзор творчества Джотто, поскольку фрески в церкви Сан Франческо в Ассизи, приписывавшиеся ему Вазари в качестве якобы наиболее ранних его работ, на самом деле не принадлежат кисти Джотто — в этом ныне уже нет никакого сомнения, — а то, что дошло до нас из его юношеских произведений в Риме, настолько фрагментарно, что едва ли заслуживает внимания. Но в капелле дель Арена нашему взору предстает совершенно зрелое искусство Джотто в блистательных и относительно хорошо сохранившихся произведениях, с удивительной ясностью повествующих о наступлении новой эпохи в понимании европейскими народами художественных проблем.
Оглавление
Введение
XIV и XV столетия
I. Новое Евангелие
II. «Отцы церкви» Возрождения
1. Мазаччо
2. Брупеллески
3. Донателло
4. Другие современные направления
III. In Partibus
1. Произведении Донателло после 1430 года
2. Флорентийские мастерские
IV. Реформа
1. Леонардо и его «Поклонение волхвов»
2. Другие течения этого периода
3. Позднейшие произведения Леонардо
Комментарии
Список таблиц
Таблицы.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История итальянского искусства в эпоху Возрождения, том 1, Дворжак М., 1978 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Теги: учебник по искусствоведению :: искусствоведение :: Дворжак
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- История искусства зарубежных стран, Средние века, Возрождение, Нессельштраус Ц.Г., 1982
- История искусства зарубежных стран, Первобытное общество, Древний Восток, Античность, Чубова А.П., 1981
- История европейского искусствознания, От Античности до конца XVIII века, Виппер Б.Р., Ливанова Т.Н., 1963
- Основные понятия истории искусств, Проблема эволюции стиля в новом искусстве, Вёльфлин Г., 2009
Предыдущие статьи:
- Искусство Восточного Средиземноморья I-IV века, Чубова А.П., 1985
- Русское искусство первой половины XIX века, Ракова М.М., 1975
- Искусство Чехии и Моравии, Поп И.И., 1978
- Искусство Франции второй половины XIX века, Раздольская В.И., 1981