Пейзаж в искусстве, Кларк К., 2004.
Книга К.Кларка "Пейзаж в искусстве" переведена на русский язык впервые. Это блестящее эссе, дающее представление о развитии пейзажной живописи от ее истоков до творчества таких великих художников, как Констебл и Коро, Тернер и Ван Гог, Сезанн и Сера, и по сей день не имеющее аналогов в отечественном искусствоведении. Книга отличается изяществом толкования и ясностью изложения материала, сочетающихся с широкой эрудицией и неординарностью мышления автора, что делает ее необычайно интересной как для специалистов, так и для самого широкого круга читателей. Текст сопровождают более 100 иллюстраций.
ПЕЙЗАЖ ФАНТАЗИИ.
Уже в XV веке художники почувствовали, что пейзаж становится слишком банальным и привычным, и занялись исследованием таинственного и дикого. Художники эти происходили из городской среды и работали для городского населения, к тому времени уже давно научившегося усмирять силы природы. Поэтому они могли взирать на опасности, таящиеся в лесах и разливах вод, с некоторой отрешенностью. Они могли сознательно использовать их с целью пробудить в зрителях ужас, приятно щекочущий нервы. В этом смысле их вполне справедливо называют романтиками. Но было бы ошибкой полагать, что они ничем не отличались от авторов готических романов или от людей 1830-х годов. Гораций Уолпол писал в Твикенхеме, где ничто не угрожало его покою и безопасности; для Грюневальда, Альтдорфера и Босха жизненные опасности все еще были реальностью. Они видели деревни, сожженные наемниками, на себе испытали варварскую жестокость Крестьянской войны и последовавших за ней религиозных войн. Они знали, что разум человеческий темен, полон заблуждений, неистов,, и лик природы, запечатленный в их картинах, выражал метания духа, как до них фоны Пьеро делла Франческа выражали ясность и чистоту интеллекта. И несомненно, поступая так, они сознательно употребляли определенные формы и символы, вызывающие ужас и смятение.
Они были тем, что сейчас мы называем «экспрессионистами», — термин далеко не столь пустой, как кажется, ведь символика экспрессионизма удивительно последовательна, и в работах пейзажистов начала XVI века мы обнаруживаем не только тот же дух, но те же формы и иконографические мотивы, которые вновь возвращаются в произведениях тагах экспрессионистов недавнего прошлого, как Ван Гог и Макс Эрнст, Грэм Сазерленд и Уолт Дисней. В основе своей экспрессионизм — северная и антиклассическая форма; он продолжает (как в образной системе, так и в усложненных ритмах) беспокойное, органическое искусство периода великого переселения народов. Экспрессионизм родился в лесу, и, даже когда ели и подлесок не являются непосредственным предметом изображения — что почти всегда бывает в немецкой живописи, — их сучковатые, ветвистые формы доминируют в рисунке. Последний символ навязчивых древне-германских страхов, укрощенный и одомашненный веком материализма, — это рождественская елка. Первый или одни из первых мы находим в отрывке из «Беовульфа», где описывается болото Гренделя; этот фрагмент стоит привести здесь, ибо он включает в себя почти все элементы, из которых состоит пейзаж фантазии.
СОДЕРЖАНИЕ
Об авторе этой книги 7
Предисловие автора 11
I. Пейзаж символов 14
II. Пейзаж реальности 48
III. Пейзаж фантазии 92
IV. Идеальный пейзаж 132
V. Естественное видение 170
VI. Северные огни 212
VII. Возвращение к порядку 240
Эпилог 272
Список иллюстраций 293
Указатель имен 299.
Купить книгу Пейзаж в искусстве, Кларк К., 2004 .
Купить книгу Пейзаж в искусстве, Кларк К., 2004 .
Теги: учебник по искусствоведению :: искусствоведение :: Кларк :: пейзаж
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Брейгель, Котельникова Т.М., 2004
- Тайны соборов, или Соборы тайны, Черинотти А., 2007
- Ренессанс и Барокко, Вёльфлин Г., 2004
- Пейзажная живопись, Пилипенко В.Н., 1993
- Мифы в искусстве старом и новом, Менар Р., 2007
- Малая история искусств, Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе, Тяжелов В.Н., 1981
- Лекции об искусстве, Рескин Д., 2006
- Истории знаменитых полотен, Бойко Н., 2006