Учение книжное, Текст и контекст древнерусской книжности, Киселева М.С., 2000

Учение книжное, Текст и контекст древнерусской книжности, Киселева М.С., 2000.

   Книга — результат исследования текстов древнерусской книжности в социально-философском, культурно-историческом и содержательном аспектах. Автор обращается к известным оригинальным произведениям древнерусских книжников XI-XVII вв.: «Повесть временных лет», «Слово о Законе и Благодати» митрополита Киевского Илариона, «Сказание о Борисе и Глебе», притчи и слова Кирилла Туровского, жития Авраамия Смоленского, Александра Невского, Сергия Радонежского, протопопа Аввакума, «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора», слова и поучения Серапиона Владимирского, послания старца Филофея, челобитные И. С. Пересветова, послания Ф. И. Карпова, переписка князя Андрея Курбского с Иваном Грозным, «Временник» И. Тимофеева, челобитные Аввакума царям Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу, произведения Симеона Полоцкого и другие тексты. Этот обширный материал позволил сформировать концепцию эпистемологической целостности древней книжности и многообразия ее социальных и культурных ролей, а также различные социокультурные контексты. В книге анализируются три таких контекста: «двоеверный», «образовательный» и «властный».

Учение книжное, Текст и контекст древнерусской книжности, Киселева М.С., 2000


Древнерусские книжники и власть.
Идея о том, что русская культура наследовала византийскую традицию подчинения патриарха царской власти, вполне укоренилась в нашем сознании и воспринимается как достаточное историческое основание и оправдание зависимости русской церкви от государства. Но посмотрим на этот факт пристальнее. Ведь христианство пришло на просторы Древней Руси, когда централизованное государство здесь еще не существовало и о царе русские люди даже не помышляли. Проблему можно скорее увидеть в том, как был воспринят на Руси византийский образец, каким образом случилось так, что русская культурная почва закрепила эту традицию и приумножила ее плоды. Попробуем, не ограничиваясь историей русской церкви, обратиться к текстам древнерусских книжников, видя в них не столько свидетелей-летописцев начальных веков русской истории, сколько ее выразителей, исполнявших роль идеологов при церковной и светской власти.

ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение.
Текст и его социокультурные роли.
Раздел первый. «Двоеверный» контекст: христианство и язычество.
Глава I Мера и вера (знание о жизни и смерти: реконструкция древнерусских контекстов языческой и христианской культуры).
Глава II Книжность и феномен «двоеверия» в культуре Древней Руси.
Раздел второй. «Образовательный» контекст: книга как школа.
Глава III Язык и книжность: две модели порождения образовательного контекста.
Глава IV Учители, ученики и учение в культуре Древней Руси XIII—XVI вв.
Раздел третий. «Властный» контекст: книжники между светской и церковной властью.
Глава V Древнерусские книжники и власть.
Глава VI Раскол и конец древнерусской книжности.
Заключение.
Приложение.
«Сказание о сложении азбоукъ и о составлении грамот: како и когда бысть, и в кое время, и от которых святых отецъ, и дивных и премудрых философовъ. Списано вкратцѣ от Жития святаго отца нашего Стефана епископа Пермъскаго».
Библиография.
Список иллюстраций.
Summary.



Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Учение книжное, Текст и контекст древнерусской книжности, Киселева М.С., 2000 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу



Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:





Теги: :: :: ::


Следующие учебники и книги:
Предыдущие статьи:


 


 

Книги, учебники, обучение по разделам




Не нашёл? Найди:





2024-12-22 08:34:35