Русская авторская лексикография, Шестакова Л.Л., 2011

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес», и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Ссылки на файлы заблокированы по запросу правообладателей.

Links to files are blocked at the request of copyright holders.


Русская авторская лексикография, Шестакова Л.Л., 2011.

   В монографии рассматриваются вопросы теории, истории и современного состояния авторской, или писательской, лексикографии как самостоятельного научного направления. На базе концептуального анализа большого массива словарной и исследовательской литературы разбираются теоретические основы этого направления, типология авторских словарей, особенности их структурной организации. Кроме того, поднимается ряд новых вопросов, касающихся содержания и объема понятия «авторская лексикография», связанной с ним терминологии, типов словарных статей в авторских справочниках и др. Книга представляет не только теоретическую, но и прикладную ценность — в ней показаны примеры многообразного использования словарей языка писателей в исследовательской практике.
Монография адресована как лексикографам, специалистам по истории русского литературного языка, художественной речи, поэтике и стилистике, так и студентам-филологам.

Русская авторская лексикография, Шестакова Л.Л., 2011


Границы авторской лексикографии.
К вопросу о содержании понятия «авторская лексикография» примыкает вопрос о границах обозначаемой им словарной области. Притом, что АЛ тесным образом связана с другими лексикографическими дисциплинами (см. об этом ниже), можно говорить о собственном ее пространстве. Выстроим, к примеру, ряд словарей по количеству описываемых в них авторов: словарь языка одного автора (например, «Словарь языка Пушкина») — словарь языка группы авторов (например, «Словарь языка русской поэзии XX века», представляющий язык 10 поэтов) — словарь, описывающий какое-либо языковое явление, явление поэтики на основе произведений большого или очень большого числа авторов (например, «Материалы к словарю метафор и сравнений русской литературы XIX-XX вв.» Н. А. Кожевниковой, З. Ю. Петровой и «Словарь поэтических образов» Н. В. Павлович, включающие иллюстрации примерно из 300 и 600 авторов соответственно), и, наконец, — справочники типа «Словаря эпитетов русского литературного языка» К. С. Горбачевича, в котором наряду с общеязыковыми и народно-поэтическими эпитетами представлены и индивидуально-авторские, однако они составляют лишь небольшую часть всего массива собранных в словаре эпитетов.

Отнесем ли мы безоговорочно все такие словари к авторским? Вопрос не праздный: при проектировании каждого нового словаря важно понять, какое место он займет среди других справочников по своим параметрическим, прагматическим и иным свойствам, а главное — будет ли он соответствовать основному назначению словаря в АЛ—описанию языка определенного автора, принадлежащего к определенной сфере деятельности (ср. монографический словарь языка писателя), или определенного (т. е. конечного по числу) ряда авторов (сводный словарь поэтического языка). Есть сторонники объединения словарей всех названных разновидностей в одну — писательскую — рубрику (см., к примеру: [Фонякова 1993а]). Но, полагаем, стоит говорить, по крайней мере, о словарях последнего типа как тяготеющих к словарям общего языка и учитывать это при выстраивании общих и частных словарных типологий. Возможным вариантом здесь может быть точка зрения, выраженная в [Шимчук 2003: 92-93], в соответствии с которой словари общеязыковых экспрессивных средств, в том числе «неавторских» эпитетов, относятся к общим стилистическим словарям.

Оглавление.
Предисловие.
ЧАСТЬ I Основные вопросы теории авторской лексикографии.
Глава первая. Авторская лексикография как направление словарной науки.
§1. Общие замечания.
§2. Содержание понятия «авторская лексикография».
§3. Границы авторской лексикографии.
§4. Функции, задачи, адресат авторских словарей.
§5. Авторская лексикография и другие словарные направления.
Глава вторая. Типология словарей в авторской лексикографии.
§1. Место авторского словаря в общих словарных типологиях.
§2. Опыты типологизации авторских словарей.
§3. Основные жанры авторских словарей.
Глава третья. Макроструктура и микроструктура авторского словаря.
§1. Общие замечания. Проблема источников.
§2. Особенности формирования словника и другие вопросы макроструктуры авторского словаря.
§3. Структура и содержание словарной статьи.
§3.1. Имена собственные в авторских словарях.
§3.2. Стилистические пометы в авторских словарях.
ЧАСТЬ II Русская авторская лексикография: история и современное состояние.
Глава первая. Становление и развитие русской авторской лексикографии (1860-е — 1980-е годы).
§1. Общие замечания.
§2. 1860-е — 1910-е годы.
§3. 1920-е — 1950-е годы.
§4. 1960-е — 1980-е годы.
Глава вторая. Современная авторская лексикография (1990-е — 2000-е годы).
§1. Общее состояние и тенденции развития.
§2. Характеристика некоторых современных словарей языка писателей.
§3. Семейства авторских словарей.
§4. Словари языка прозы.
ЧАСТЬ III ОПЫТЫ ПРИМЕНЕНИЯ АВТОРСКИХ СЛОВАРЕЙ.
Глава первая. Язык поэта в словарном отражении.
§1. Язык Е. Боратынского в словарях разных типов.
§2. Идея красоты в поэзии Е. Боратынского.
§3. Язык М. Цветаевой в авторских словарях.
§4. Личные имена в рифмах М. Цветаевой.
Глава вторая. Язык поэзии в словарном отражении.
§1. Художественная модель мира в «Словаре языка русской поэзии XX века».
§2. Заглавие и его связи с текстом в словарном представлении.
§3. Эпиграф как тип контекста в словаре поэтического языка.
§4. О роли рифмы в создании образа дороги.
§5. Семантика второго в поэтическом языке.
§6. Идея начала и конца в поэтическом языке.
Заключение.
Библиография.
Словари и словарные материалы.
Литература.
Указатель имен.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение I.
Приложение II.
Приложение III.

Купить .
Дата публикации:






Теги: :: :: ::


Следующие учебники и книги:
Предыдущие статьи:


 


 

Книги, учебники, обучение по разделам




Не нашёл? Найди:





2024-11-21 16:04:04