Проблемы детской художественной словесности, Троицкая Т.С., 2014.
В учебное пособие вошли исследования филолога и педагога Т. С. Троицкой, посвященные проблемам литературного образования школьников.
Часть 1 посвящена общим и частным проблемам инновационной системы литературного образования младших школьников, получившей название «Дети-читатели». Комплект учебных материалов «Дети-читатели» разработан доктором педагогических наук Т. С. Троицкой и учителем-экспериментатором О. Е. Петуховой в соответствии с требованиями ФГОС и включает как бумажные учебные пособия, так и электронный ресурс (см. сайт https://sites.google.coin/site/rjazanovajulia/home).
Часть 2 содержит исследования автора, посвященные учебному материалу, использованному в комплекте «Дети-читатели», - произведениям детского фольклора и литературы.
Фольклорные разделы почти целиком строятся на долгосрочных экспериментальных исследованиях (в первую очередь это исследования, посвященные считалкам и загадкам): в то же время для них характерна методическая направленность - автор видит в произведениях этих жанров серьезный образовательный потенциал и предлагает конкретные пути включения их в систему литературного образования младших школьников.
Разделы, посвященные произведениям детской литературы, имеют аналитический характер. По мнению автора, точная и эффективная методика работы с художественным произведением достигается благодаря глубокому пониманию его художественной системы.
Книга адресована студентам факультетов начального образования педагогических вузов и колледжей: она будет полезна вузовским преподавателям и школьным учителям, а также специалистам в области детского фольклора и детской литературы.
Наивный реализм и эстетическое восприятие.
Основное отличие нашего образовательного подхода от традиционного, представленного в большинстве программ по литературному чтению, заключается именно в ответе на этот ключевой вопрос. Что, собственно, дети узнают на этих уроках, чему учатся? Получают новые сведения о природе, жизни людей, обсуждают их поступки, образ жизни - или открывают для себя и постигают новую - художественную - реальность, в которой природа и человеческая жизнь отражаются причудливо и не всегда правдоподобно?
Наш ответ однозначно выбирает второе: поскольку литература это словесное искусство, мы и должны помочь детям разобраться в законах этого искусства, обнаружить искусность авторов и творцов фольклорных произведений (в чем она проявляется? как отличить подлинное, талантливое произведение от коммерческой подделки?), научить различать разные жанры фольклора и литературы, помочь заметить законы, по которым живут эти жанры, а также прислушаться к собственным читательским впечатлениям, сравнить их с впечатлениями сверстников и опытных читателей.
Предметная зона урока литературного чтения - это не природа и не поведение человека, а творчество писателей, законы художественной словесности (фольклора и литературы), а также наше читательское сотворчество, без которого художественный текст остается мертвым и не имеющим смысла. Наивному (наивно-реалистическому) чтению, при котором читатель реагирует не на само произведение и заключенное в нем авторское высказывание, а всего лишь на его жизненный материал, мы противопоставили чтение эстетическое, предполагающее внимание не только к жизненному материалу (то есть тому, о чем написано произведение), но и к его форме (как написано) и смыслу (что сказано). Важным и увлекательным оказалось также пронаблюдать, как работает писатель: откуда берет сюжеты, героев - из жизни или из головы; как меняется произведение от замысла, наброска, черновика - к окончательному варианту; кто еще, кроме писателя, участвует в судьбе произведения (так мы выходим на деятельность переводчиков и художников-иллюстраторов); как и почему фольклорные сказки, загадки, небылицы попадают в авторские произведения и что с ними при этом происходит - и многое, многое другое.
Оглавление.
Часть 1. Образовательная система «Дети-читатели».
Комплект учебных материалов для младших школьников «Дети-читатели»: исходные основания.
Программа «Дети-читатели»: педагогические ориентиры.
Урок и учебная интрига.
Наивный реализм и эстетическое восприятие.
Об открытых и закрытых вопросах.
Проблема развития речи: перспективы решения в рамках инновационных образовательных систем.
Не надевая терминологических очков. (к проблеме включения терминов в образовательный процесс).
К проблеме детского не-чтения (в соавторстве с А. А. Степановой).
Обучающие возможности учебной иллюстрации: к проблеме наглядности па уроках литературного чтения (в соавторстве с О. Е. Петуховой).
Часть 2. Анализ учебного материала.
Детский игровой фольклор: от кризиса к новым формам бытования.
Современные считалки: экспериментальное исследование.
Как дети отгадывают загадки.
Жанр сказки в системе литературного образования младших школьников.
Сказка «Теремок»: логика инварианта и пределы варьирования.
Поэтические азбуки: подвижность и устойчивость жанровой модели.
Золотое сердце важнее хороших манер! или На манеже - Пеппи.
Мозаичность и целостность романа Ю. Олеши «Три толстяка».
Земля и небо Юрия Коваля (художественный мир повести «Недопесок»).
Типология детских стихотворений (в соавторстве с Т. В. Новохатской).
Купить .
Теги: учебник по литературе :: литература :: Троицкая
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Adabiyot, 10 sinf, Darslik-majmua, 1 qism, To‘xliyev B., Karimov B., 2017
- Adabiyot, 10 sinf, Darslik-majmua, 2 qism, To‘xliyev B., Karimov B., 2017
- Самые мудрые притчи и афоризмы, Омар Хайям, 2016
- Словенская литература ХХ века, Старикова Н.Н., 2014
- Московские слова, словечки и крылатые выражения, Муравьев В.Б., 2007
- Иллюстрирование сказочной литературы для детей, Методический аспект, учебное пособие, Кириллова О.С., 2016
- Заговоры и заклинания в русской литературе XIX-XX веков, Коровашко А.В., 2009
- Слово о полку Игореве, Путеводитель, Ранчин А.М., 2019