Раскрываются вопросы теории и практики развития музыкального восприятия старшеклассников. Рассматриваются основные условия интенсификации процесса развития восприятия музыки: историко-художественный подход к изучению музыкальных произведений, эмоционально-смысловой анализ и методы проблемного обучения. На конкретном материале рассматриваются пути и методы формирования навыков эмоционально-смыслового анализа. Предназначено для студентов музыкально-педагогических факультетов, учителей музыки и методистов.
Проблема развития восприятия музыки в психологии и педагогике.
Основная задача музыкально-эстетического воспитания в общеобразовательной школе заключается в формировании у учащихся потребности в восприятии высокохудожественной музыки, в воспитании художественного вкуса и правильной оценки явлений окружающей музыкальной жизни. Как показывают исследования (Ю. Б. Алиев, В. К. Белобородова, Н. А. Ветлугина, Е. Я. Гембицкая, Д. Б. Кабалевский, Г. С. Тарасов, Б. М. Теплов и др.), общение с высокохудожественной музыкой оказывает «благотворное влияние на умственное развитие учащихся, пробуждает их творческие силы, активизирует воображение и фантазию» [8, с. 81].
Знакомство с музыкой в школе осуществляется через самые разнообразные формы музыкальной деятельности учащихся. Но каковы бы ни были эти формы (певческая деятельность, игра на музыкальных инструментах, музицирование, слушание), основой любой из них является активный процесс восприятия музыки. Проблема восприятия музыки давно привлекает внимание многих ученых: психологов, педагогов, музыкантов, искусствоведов (Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Б. В. Асафьев, С. Н. Беляева-Экземплярская, М. П. Блинова, В. К. Белобородова, Н. А. Ветлугина, Е. Я. Гембицкая, Н. Л. Гродзенская, Г. Н. Кечхуащвили, А. Г. Костюк, А. Н. Леонтьев, В. В. Медушевский; Е. Н. Назайкинский, Г. А. Орлов, Г. С. Ригина, М. А, Румер, М. С. Старчеус, Г. С. Тарасов, Б. М. Теплов, В. Н. Шацкая, Б. Л. Яворский и др.). Однако в музыковедческой, психологической, педагогической литературе нет единого определения самого понятия «восприятие музыки».
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ ШКОЛЬНИКАМИ
1.1.Проблема развития восприятия музыки в психологии и педагогике
1.2.Особенности музыкального восприятия старшеклассников
2.МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1.Историко-художественный подход в организации содержания учебного материала на факультативных музыкальных занятиях
2.2.Реализация принципов развивающего обучения на факультативных музыкальных занятиях как фактор эффективности учебно-воспитательной работы
2.3.Эмоционально-смысловой анализ музыкального произведения как метод развития восприятия музыки у старшеклассников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Развитие восприятия музыки у старшеклассников, Самакаева М.Ю., 1989 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Теги: учебник по музыке :: музыка :: Самакаева
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- В классе концертмейстерской подготовки, Лукьянова Е.П., Лукьянов А.П., 2015
- Хрестоматия песен для детского сада в сопровождении фортепиано, Крупа-Шушарина С.В., 2009
- Музыка, примерная рабочая программа по учебному предмету, 1-4 класс, Челышева Т.В., Кузнецова В.В., 2016
- Моя гитарная тетрадь, Сеговия А., 1995
Предыдущие статьи:
- Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил - песенки, картинки и разные истории, Камозина О.П., 2009
- Музыка XX века, От авангарда к постмодерну, Высоцкая М.С., Григорьева Г.В., 2011
- Фортепиано, 3 класс, Милич Б.Е., 2010
- Музыкально-теоретические системы, Холопов Ю., Кириллина Л., Кюрегян Т., Лыжов Г., Поспелова Р., Ценова В., 2006