От автора
Прежде чем начать учиться на каком бы то
ни было инструменте, обучающийся — будь это
ребенок, отрок или взрослый — должен уже
духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить
ее в своем уме, носить в своей душе и
слышать своим слухом.
Г. Нейгауз
Музыкант, блестяще играющий по слуху оригинальные аранжировки, тонко чувствующий красоту изысканной гармонии и великолепно владеющий различными фактурными приемами, всегда вызывает искреннее восхищение окружающих. Отсутствие же таких творческих способностей чаще всего объясняют недостатком таланта. «Не дано», — говорят педагоги и закрывают на проблему глаза. Однако причина неумения современных музыкантов играть по слуху кроется прежде всего в сложившейся системе музыкального образования, ориентированной в основном на развитие чисто исполнительских навыков. Музыкальные произведения усваиваются с их готового графического изображения, т. е. с нот, оставляя при этом слух музыканта в пассивном состоянии. Такое обучение особенно опасно при игре на инструменте с фиксированной звуко-высотностью, каковым является фортепиано. Непосредственная связь между слуховым предслышанием и движениями рук развивается слабо, и как итог этого — не только неумение подбирать по слуху, но и недолговременная музыкальная память, непривязанность музыканта к нотному тексту, боязнь забыть его на сцене, невыразительность игры, отсутствие свободы владения инструментом.
Содержание
РАЗДЕЛ 1
Подбор по слуху простых одноголосных мелодий.
Поступление движение мелодии в пределах трёх звуков.
Включение в мелодическую линию секундовых и терцовых интервалов.
Новые ритмические особенности. Освоение пауз.
Секвенция, или Мелодия переезжает на другие ноты.
Более развитое поступенное движение мелодии.
Знакомство с мажорным звукорядом, понятием «тоника», нумерацией ступеней.
Снова секвенция! Мелодия гуляет по звукоряду.
Знакомство с малой и большой секундами.
РАЗДЕЛ 2
Подбор по слуху несложных мелодий с элементарными басами (Т, S, D)
Понятия «мажора» и «минора». Затакт, ощущение сильной доли. Игра мелодий с тоническим басом.
Игра мелодий с тоническим и доминантовым басом на сильную долю. Знакомство с кварто-квинтовым кругом и транспонирование в различные тональности.
Знакомство с басом субдоминанты. Продолжаем транспонирование!
Расширяем понятие о миноре. Вспоминаем секвенцию.
Знакомство с трезвучиями. Включение трезвучия в мелодическую линию, игра песенок с аккордовым аккомпанементом на сильную долю.
И вновь минор. Освоение трезвучий.
РАЗДЕЛ 3
Освоение различных видов аккомпанемента. Усложнение мелодической линии.
Освоение одного из самых распространенных видов аккомпанемента типа «бас-аккорд» с меняющимся по приме и квинте аккорда басом. В мелодии — мажорное трезвучие.
Аккомпанемент «плавного покачивания».
Новый мелодический оборот: вводный звук в тонику.
Опевание тоники. Впервые встречающаяся трёхдольность подчёркивается соответствующим аккомпанементом.
Новое в мелодической линии: квартовый ход с пятой на первую ступень.
Новый интервал в мелодии — квинта. Внимательно проинтонируем мелодический ход с первой ступени на пятую.
Расширяем интервальный диапазон мелодии. Новое — скачок на сексту. Отметим также встречающуюся секвенцию.
РАЗДЕЛ 4
Освоение новых гармоний. Аккорды диатонических ступеней.
Трезвучие IV ступени.
Освоение аккорда III ступени.
Освоение трезвучия VII ступени.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано, Ядова И., 2005 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать книгу Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано, ЯДОВА И., 2005 - djvu - Яндекс.Диск
Дата публикации:
Теги: Ядова :: Пособие :: фортепиано :: 2005
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- Там, где музыка живёт, Клёнов А.С., 1985
- Музыка, 5 класс, Критская Е.Д., Сергеева Г.П., 2015
- Музыка 3 класс, учебник для общеобразовательных организаций, Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., 2014
- Музыка, 6 класс, Сергеева Г.П., Критская Е.Д., 2013
Предыдущие статьи:
- Педагогический репертуар баяниста-аккордеониста, 2-7 классы, Самойленко Б., 2000
- Хрестоматия гитариста, 1-7 классы, Кроха О., 2004
- Музыка, 3 класс, учебник, Челышева Т.В., Кузнецова В.В., 2012
- Пора играть, малыш