Стратегии аргументации в Древнем мире, Крючкова С.Е., 2022.
В книге рассказывается о видах аргументативных дискурсов в различных регионах Древнего мира: Индии, Китае, Греции, Риме. Рассмотрены специфические виды, схемы и правила аргументации, бытовавшие в каждой из стран, выявлены основные приемы убеждения, доказательства и опровержения, сформировавшиеся в полемической практике.
Соответствует актуальным требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Издание адресовано научным работникам, преподавателям, студентам, аспирантам, а также всем тем, кто интересуется историей, теорией и практикой аргументации.
Теория диспута в творчестве «трех Д».
Важно заметить, что несмотря на то, что буддисты критически оценивали логическое наследие брахманистской ньяи, с которой они полемизировали, многие идеи развитой реалистической логики ньяиков, проинтерпретированные в духе буддийской онтологии, нашли в их доктринах дальнейшее развитие. Так, например, Асанга использовал брахманистские логико-эпистемологические категории для создания своей теории спора и ввел двухсоставный силлогизм, включавший только тезис и основание, в практику буддийских философских дискуссий1. Однако в дальнейшем с созданием собственной оригинальной теории (VII в. н. э.) по всем основным проблемам теории диспута буддисты будут противостоять ньяе.
Теория диспута, разработанная в средневековый период, который Ф. И. Щербатской назовет «блистательным буддийским интермеццо в истории индийской логики», наиболее полно представлена (начиная с VI в.) в творчестве Дигнаги, который первым начнет систематически применять теорию логического вывода для обоснования буддийской доктрины. Дигнага — автор оригинальной теории аргументации, в которую помимо учения о силлогизме и его видах, в частности, таком из них как «речь для других», войдет теория логических ошибок и свод правил поведения в споре, изложенных в трактате «Анализ источников истинного знания».
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение.
Глава 1. Учение о речи, силлогизме и доказательстве в Древней Индии.
1.1. Институт диспута как воплощение «духа времени».
1.2. Аргументативный канон школы ньяи.
1.3. Учение об украшении и недостатках речи в раннем буддизме.
1.4. Теория диспута в творчестве «трех Д».
1.5. Примеры, вопросы и уловки как инструменты победы в споре.
Глава 2. Спор и аргументация в Древнем Китае.
2.1. Особенность древнекитайского стиля мышления.
2.2. Историко-культурный контекст.
2.3. «Убеждение» и спор.
2.4. Политический и судебный спор.
2.5. Философский спор.
2.6. «Программа спора» как прообраз теории аргументации.
2.7. Монеты: теория аргументации как прикладная логика.
Глава 3. Аргументативный дискурс в Древней Греции.
3.1. Истоки западной аргументативной традиции: софисты.
3.2. Идеи аргументации в диалектическом диалоге Сократа и Платона.
3.3. Аристотель: логические основы теории аргументации.
3.4. Исократ: риторика и «софистический идеал».
3.5. Демосфен как практик ораторского искусства.
Глава 4. Римское красноречие и теория риторики.
Вместо заключения.
Список литературы.
Купить .
Теги: учебник по философии :: философия :: Крючкова
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Ревность, Геометрия желания, Дюпюи Ж., 2021
- Миф техники, Воронин А.А., 2004
- Эстетика, История учений, Часть 2, Никонова С.Б., Радеев А.Е., 2022
- Эстетика, История учений, Часть 1, Никонова С.Б., Радеев А.Е., 2022
- История философии, От XVII до XXI века, Часть 2, Гриненко Г.В., 2022
- История философии, От Древнего мира до эпохи Просвещения, Часть 1, Гриненко Г.В., 2022
- Человек и его Мир, Монография, Шутилин Ю.Ф., 2024
- Научный аспект, №4, Современные российские дискуссии о научном статусе философии, Макухин П.Г., 2013