Изобретая традицию, Современная русско-еврейская литература, Смола К., 2021.
Как литература обращается с еврейской традицией после долгого периода ассимиляции, Холокоста и официального (полу)запрета на еврейство при коммунизме? Процесс «переизобретения традиции» начинается в среде позднесоветского еврейского андерграунда 1960–1970‐х годов и продолжается, как показывает проза 2000–2010‐х, до настоящего момента. Он объясняется тем фактом, что еврейская литература создается для читателя «постгуманной» эпохи, когда знание о еврействе и иудаизме передается и принимается уже не от живых носителей традиции, но из книг, картин, фильмов, музеев и популярной культуры. Такое «постисторическое» знание, однако – результат не только политических катастроф, официального забвения и диктатуры, но и секуляризации, культурного ресайклинга традиций, свойственного эпохе (пост)модерна. Оно соединяет реконструкцию с мифотворчеством, культурный перевод с практиками создания вторичного – культурно опосредованного – коллективного «воспоминания», ученый комментарий с фольклоризацией. Помещая русско-еврейскую литературу в общие макрокультурные рамки эпохи, автор обращается к теории гуманитарной мысли последних десятилетий: культурной семиотике Юрия Лотмана и Бориса Успенского, работам о мифе Мирчи Элиаде, геопоэтике Кеннета Уайта, теориям культурной памяти Алейды и Яна Ассманов, постпамяти Марианны Хирш, постколониальным и постимперским исследованиям, а также наследию постструктурализма. Клавдия Смола – филолог и культуролог, профессор, заведующая кафедрой славянских литератур в Дрезденском университете (Германия).
Еврейство и обновление традиции: текст и комментарий.
В этой книге я задаюсь вопросом: как современные еврейские литературы Восточной Европы – на примере русскоязычного культурного пространства – обращаются с еврейской традицией? Период после холокоста и десятилетий политики запрета при коммунизме ознаменовался для еврейской литературы в первую очередь потерей былого культурного контекста и живой связи с читателем. В период «постпамяти» [Hirsch 2008] главными оказываются приемы и практики, связанные, с одной стороны, с реконструкцией, с другой – с переизобретением прошлого. Тяга к фольклоризации и «виртуализации» [Gruber 2002] еврейства – неизбежное следствие растущей временнóй дистанции по отношению к ушедшей культуре – объясняет особую перформативность и авторефлексивность артефактов: искусство и литература сами становятся тропом, который диалектически отображает состояние традиции сегодня.
Содержание.
Часть 1.Направления исследований.
Часть 2.Современная русско-еврейская литература.
Купить .
Теги: Смола :: книги по литературе :: литература :: еврейская литература :: русская литература
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Внеклассное чтение, 3-4 класс, Юдаева М.В., 2012
- Русская литература, 10 класс, Захарова С.Н., Капцев В.А., Чепелева Г.М., Юстинская Г.М., 2019
- Петр Вайль, Иосиф Бродский, Сергей Довлатов и другие, Вайль П.Л., Власова Е.А., Талалай М.Г., 2023
- Литературные музеи писателей второй половины XX века, Соколова К.Н., 2021
- Цельное чувство, Собрание стихотворений, Цетлин М.О., 2011
- Теоретические аспекты изучения мансийской литературы, Семёнов А.Н., 2022
- Тесен круг, Пушкин среди друзей и… не только, Литературные этюды, Николаев П.Ф., 2023
- Русская литература, 11 класс, Сенькевич Т.В., Капшай Н.П., Кушнерёва Л.А., Темушева Е.А., 2021