Форма времени, Замечания об истории вещей, Кублер Д., 2023.
Американский историк искусства Джордж Кублер занимался главным образом искусством доколумбовой Америки, а также Испании, Португалии и Мексики XVI века. Форма времени (1962) — его единственная теоретическая работа, посвященная проблемам исторической хронологии в свете расширения исследовательского поля искусствознания на весь мир и всю обозримую историю человечества. Размышляя о применимости исторических категорий к колоссальным объемам данных и огромным временным промежуткам, Кублер поднимает и пробует разрешить два принципиальных вопроса: во-первых, каково место произведений искусства в совокупности материальной культуры, как следует классифицировать художественные объекты и вещи как таковые, в чем совпадают и в чем расходятся история искусства и история вещей; и, во-вторых, какие шкалы времени требуются для систематизации этих историй. Одинаково пристальное внимание к вещи и ее длительности определяет, с точки зрения Кублера, призвание историка — открытие и изучение форм времени. Научный размах его книги, вобравшей в себя подходы широкого круга дисциплин — от истории искусства до математики и теории информации, сделал ее влиятельной не только в искусствознании, но и в передовом искусстве, среди минималистов, концептуалистов и их последователей.
ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ.
Давайте предположим, что идею искусства можно расширить так, чтобы она вобрала в себя вдобавок к бесполезным, прекрасным и поэтичным предметам, существующим в этом мире, всю совокупность рукотворных вещей, в том числе все орудия труда и всё написанное. С этой точки зрения вселенная рукотворных вещей будет попросту совпадать с историей искусства и в результате станет настоятельным требованием найти наилучшие способы изучения всего созданного людьми. Мы скорее добьемся этой цели, исходя именно из искусства, а не из полезности: ведь если мы будем исходить только из полезности, то упустим из виду все бесполезные вещи, а если мы примем в качестве отправной точки желанность вещей, то полезные предметы окажутся, как им и подобает, вещами, имеющими для нас большую или меньшую ценность.
В самом деле, единственные постоянно доступные нашим чувствам знаки истории — это желанные вещи, созданные людьми. То, что вещи, которые мы создаем, желанны для нас, понятно без лишних слов: ведь врожденная инерция человека преодолевается лишь желанием, без которого не могло бы быть создано ничего.
Купить .
Теги: учебник по искусствоведению :: искусствоведение :: искусство :: Кублер
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Французский альбом, Заметки о кино, Федоров А.В., 2024
- Первобытное искусство, Каменные век, Бронзовый век, Семенов В., 2008
- Истории искусства, Шапиро А.
- История и методология дизайн-проектирования, Часть 1, Кухта М.С., 2021
- Философия согласия, Я созидатель, 8 класс, Тематическое планирование и конспекты занятий, Костюнина Н.Ю., 2022
- Монтаж, Учебное пособие для студентов вузов, Утилова Н.И., 2004
- Флоренция с которой не расстаешься, Путеводитель по 100 шедеврам искусства, Уццани Д., 2012
- Архитектура, Теоретическая и прикладная эстетика в профессиональной подготовке, Бирюкова Е.Е., 2023