Искусство речи на суде, Сергеич П., 2010

Искусство речи на суде, Сергеич П., 2010.

   После некоторого перерыва в нашей стране вновь стали издаваться речи выдающихся судебных деятелей прошлых лет. Среди них такие имена, как Плевако, Кони, Урусов, Пороховщиков. Эти выступления представляют большой интерес и для современных юристов не только с точки зрения юридической (глубина анализа, умение учитывать все детали дела, остроумные находки и убедительные выводы), но и с точки зрения художественной. Развитие института присяжных заседателей в России дало мощный толчок развитию судебной риторики. Адвокатам и прокурорам конца XIX века приходилось не просто выступать на судебных заседаниях, а говорить ярко, красочно и убедительно.
П. Сергеич - псевдоним известного русского юриста Петра Сергеевича Пороховщикова. Его рассуждения о чистоте и точности слога, простоте речи, о «цветах красноречия» и риторических оборотах во многом актуальны и сегодня.
Для адвокатов, работников прокуратуры, следователей, аспирантов, преподавателей, всех, кто интересуется историей российской юстиции.

Искусство речи на суде, Сергеич П., 2010


ЧИСТОТА СЛОГА.
В чем заключается ближайшая, непосредственная цель всякой судебной речи? В том, чтобы ее поняли те, к кому она обращена. Поэтому можно сказать, что ясность есть первое необходимое условие хорошего слога; Эпикур учил: не ищите ничего, кроме ясности. Аристотель говорит: ясность — главное достоинство речи, ибо очевидно, что неясные слова не делают своего дела. Каждое слово оратора должно быть понимаемо слушателями совершенно так, как понимает он. Бывает, что оратор почему-либо находит нужным высказаться неопределенно по тому или иному поводу; но ясность слога необходима в этом случае не менее, чем во всяком другом, чтобы сохранить именно ту степень освещения предмета, которая нужна говорящему; иначе слушатели могут понять больше или меньше того, что он хотел сказать. Красота и живость речи уместны не всегда; можно ли щеголять изяществом слога, говоря о результатах медицинского исследования мертвого тела, или блистать красивыми выражениями, передавая содержание гражданской сделки? Но быть не вполне понятным в таких случаях — значит говорить на воздух.

Но мало сказать: нужна ясная речь; на суде нужна необыкновенная, исключительная ясность. Слушатели должны понимать без усилий. Оратор может рассчитывать на их воображение, но не на их ум и проницательность. Поняв его, они пойдут дальше; но поняв не вполне, попадут в тупик или забредут в сторону. «Нельзя рассчитывать на непрерывно чуткое внимание судьи, — говорит Квантилиан, — нельзя надеяться, что он собственными силами рассеет туман речи, внесет свет своего разума в ее темноту ; напротив того, оратору часто приходится отвлекать его от множества посторонних мыслей; для этого речь должна быть настолько ясной, чтобы проникать ему в душу помимо его воли, как солнце в глаза». Quare non ut intelligere possit, sed ne omnino possit non intelligere, curandum: не так говорите, чтобы мог понять, а так, чтобы не мог не понять вас судья.

ОГЛАВЛЕНИЕ.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
ПРЕДИСЛОВИЕ А. ТОЛМАЧЕВА.
Глава I. О СЛОГЕ.
Чистота слога. О точности слога. Богатство слов.Знание предмета. Сорные мысли. О пристойности.Простота и сила. О благозвучии.
Чистота слога.
О точности слога.
Богатство слов.
Знание предмета.
Сорные мысли.
О пристойности.
Простота и сила.
О благозвучии.
Глава II. ЦВЕТЫ КРАСНОРЕЧИЯ.
Образы. Метафоры и сравнения. Антитеза. Concessio. Sermocinatio. Другие риторические обороты. Общие мысли.
Образы.
Метафоры и сравнения.
Антитеза.
Concessio.
Sermocinatio.
Другие риторические обороты.
Общие мысли.
Глава III. MEDITATIO.
Поиски истины. Картины. О непрерывной работе. Схема речи.
Поиски истины.
Картины.
О непрерывной работе.
Схема речи.
Глава IV. О ПСИХОЛОГИИ В РЕЧИ.
Характеристика. Житейская психология. О мотиве Характеристика.
Житейская психология.
О мотиве.
Глава V. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОБРАБОТКА РЕЧИ.
Юридическая оценка деяния. Нравственная оценка преступления. О творчестве. Художественная обработка. Идея. Dispositio.
Юридическая оценка деяния.
Нравственная оценка преступления.
О творчестве.
Художественная обработка.
Идея.
DISPOSITIO.
Глава VI. СУДЕБНОЕ СЛЕДСТВИЕ.
О допросе свидетелей. О достоверности свидетельских показаний. О разборе свидетельских показаний. Об экспертизе.
О допросе свидетелей.
О достоверности свидетельских показаний.
О разборе свидетельских показаний.
Об экспертизе.
Глава VII. ИСКУССТВО СПОРА НА СУДЕ.
Некоторые правила диалектики. Преувеличение. Повторение. О недоговоренном. Возможное и вероятное. О здравом смысле. О нравственной свободе оратора.
Некоторые правила диалектики.
Probatio.
Refutatio.
Преувеличение.
Повторение.
О недоговоренном.
Возможное и вероятное.
О здравом смысле.
О нравственной свободе оратора.
Глава VIII. О ПАФОСЕ.
Рассудок и чувство. Чувства и справедливость. Пафос как неизбежное, законное и справедливое. Искусство пафоса. Пафос фактов.
Рассудок и чувство.
Чувства и справедливость.
Пафос как неизбежное, законное и справедливое.
Искусство пафоса.
Пафос фактов.
Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ.
Письменная работа и импровизация. О внимании слушателей. Несколько слов обвинителю. Несколько слов защитнику.
Письменная работа и импровизация.
О внимании слушателей.
Несколько слов обвинителю.
Несколько слов защитнику.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ.
А. Ф. Кони. ИСКУССТВО РЕЧИ НА СУДЕ.
ПРИМЕЧАНИЯ.
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ.



Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Искусство речи на суде, Сергеич П., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 - pdf
Скачать файл № 2 - djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу



Скачать - djvu - Яндекс.Диск.

Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:





Теги: :: :: :: :: ::


 


 

Книги, учебники, обучение по разделам




Не нашёл? Найди:





2024-11-21 12:50:12