В настоящем издании впервые собраны аналитические статьи, рецензии и развернутые высказывания русских мыслителей и исследователей об одной из самых ярких философских фигур XVII века. Многие из представленных текстов после их первой публикации никогда не воспроизводились. Материалы Антологии позволяют проследить историю восприятия и осмысления в России феномена Б. Спинозы. В Антологии воспроизведено одно из первых жизнеописаний философа, составленное И. Колерусом, и подлинный текст синагогального отлучения Б. Спинозы.
Книга адресована всем интересующимся историей философии и может оказаться полезной широкому кругу читателей.
Об атеизме в философии Спинозы.
В большинстве случаев не соглашаются признавать учение Спинозы, как оно окончательно изложено в его «Этике», атеистическим; напротив, так как он там беспрестанно говорит о Боге, думают, что это одно из тех учений, которые вполне чужды атеизма. Даже всеми принято называть его философию пантеизмом, учением об имманентности Бога миру. А пантеизм, разумеется, не то же самое, что атеизм. Вместе с тем вполне последовательно не хотят часто видеть атеизма и в некоторых других учениях, которые, подобно спинозовскому, уничтожив понятие Бога, сохраняют его название как термин. Конечно, не все так поступают. Например, Ибервег, говоря о Спинозе, выражается следующим образом: «Ни в коем случае нельзя перетолковывать слова Бог и тем менее в нечто столь совершенно инородное, как субстанция... Если есть личное существо, как творец мира, с безусловным могуществом, мудростью и благостью, то оправдан теизм. Если такого существа нет, то долг чести — или исповедовать атеизм, допускать представление Бога как выдумку и заменять его научно, например, понятием вечного мирового порядка, или входить в богословские вопросы не иначе, как исторически» (История новой философии, русск. пер., стр. 88).
Но в этой статье я имею в виду главным образом взгляды, распространенные в нашем обществе, и постараюсь показать, что учение Спинозы во имя требований логики должно быть признано атеистическим (хотя это не означает, будто бы сам Спиноза был атеистом), и объяснить, почему оно приняло такой характер и почему Спиноза не мог заметить свой собственный атеизм. По поводу же рассуждений о Спинозе сами собой выяснятся и те условия, при которых любое философское учение должно быть признано атеистическим; а мимоходом будет исправлена ошибка Ибервега, заключающаяся в только что приведенной цитате.
Содержание.
От издателя.
ПРЕДИСЛОВИЕ (А. Д. Майданский).
Юркевич П. Д. Идея <фрагмент>.
Чичерин Б. Н. История политических учений <фрагмент>.
Кириллович А. Ф. Онтология и космология Спинозы в связи с его теорией познания.
Введенский А. И. Об атеизме в философии Спинозы.
Соловьев В. С. Понятие о Боге (В защиту философии Спинозы).
Трубецкой Е. Н. Декарт и Спиноза.
Радлов Э. Спиноза.
Бернфелъд С. Спиноза <фрагмент>.
Половцова В. Н. Обзор книги: St. v. Dunin-Borkowski, S. J.
Der junge de Spinoza.
Франк С. Л. Учение Спинозы об атрибутах.
Половцова В. Н. К методологии изучения философии Спинозы.
Робинсон Л. Метафизика Спинозы <фрагмент>.
Кечекъян С. Ф. Этическое миросозерцание Спинозы <фрагмент>.
Лопатин Л. М. Лекции по истории новой философии <фрагмент>.
Шилкарский В. С. О панлогизме у Спинозы <фрагмент>.
Беляев В. А. Лейбниц и Спиноза <фрагмент>.
Шестов Л. Potestas clavium <фрагмент>.
Шестов Л. Сыновья и пасынки времени (Исторический жребий Спинозы).
Асмус В. Ф. Очерки истории диалектики в новой философии <фрагмент>.
Аксельрод Л. И. (Ортодокс). Спиноза и материализм <фрагмент>.
Брушлинский В. К. Спинозовская субстанция и конечные вещи.
Разумовский И. П. Спиноза и государство.
Деборин А. М. Мировоззрение Спинозы <фрагмент>.
Выготский Л. С. Учение об эмоциях. Историке-психологическое исследование <фрагмент>.
Ильенков Э. В. Понимание абстрактного и конкретного в диалектике и формальной логике <фрагмент>.
Ильенков Э. В. К докладу о Спинозе.
Кузнецов Б. Г. Разум и бытие <фрагмент>.
Ильенков Э. В. Опередивший свое время.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Иоганн Колеру с. Жизнь Б. де Спинозы.
Подлинный текст отлучения.
КОММЕНТАРИИ (А. Д. Майданский).
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Бенедикт Спиноза, Pro Et Contra, Майданский А.Д., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать файл № 1 - pdf
Скачать файл № 2 - djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - djvu - Яндекс.Диск.
Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Теги: учебник по философии :: философия :: Майданский
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- Наука логики, том 2, Субъективная логика, Гегель Г.В.Ф., 2017
- Наука логики, том 1, Объективная логика, Гегель Г.В.Ф., 2017
- Вера и знание, Работы ранних лет, Гегель Г.В.Ф., 2021
- Симулякры и симуляции, Бодрийяр Ж., 2015
Предыдущие статьи:
- Анти-Дюринг, Энгельс Ф., 1988
- Диалектика тоталитаризма, Вахитов P.P., 2014
- Законы, Платон, 2015
- Трансцендентальная философия, Шуман А.Н., 2002