Учебное пособие посвящено истории становления культурно-психологического направления в антропологии, его современному состоянию и дальнейшим перспективам. Современные сложные антропологические теории рассматриваются подробно и разносторонне, в связи друг с другом и в своем взаимоотношении с другими науками. При изучении каждой из теорий подчеркиваются те идеи, которые представляются сегодня магистральными, составляющими стержень антропологии XXI в. Все они снабжены комментарием, написанным с точки зрения этнопсихологической теории автора.
Учебное пособие предназначено для студентов старших курсов и аспирантов, а также читателей, интересующихся этнологией, культурологией, психологией, философией.
Место психологии в антропологических исследованиях.
В утверждениях Боаса о целях его антропологической работы психологии всегда отводилось центральное место. Еще в 1887 г. он утверждал, что цель этнологии состоит в изучении этнологических и антропологических феноменов «в их историческом развитии и географическом распределении, и в их физиологическом и психологическом основании». Открытие законов «развития человеческого духа» он рассматривал как «важнейшую цель нашей науки». В 1901 г. Боас говорил «об изучении человеческого ума» и «бесконечного разнообразия его форм» как «одной из целей антропологии». В обозрении «История антропологии» в 1904 г. он рассматривал «психологическую антропологию» и «биологическую антропологию» как две основные ветви этой дисциплины. Основанием «психологической антропологии» Боаса, как и всей его антропологической мысли, была система эпистимологических и психологических положений.
В своем объяснении различий между немецкими понятиями Natur- und Geisterswissenschaften Боас формулирует ряд оппозиций, которые прошли через все его работы. С одной стороны, он говорит о «физицистах», которые анализируют феномены, относящиеся к реальному миру, так что посредством их систематического описания и сравнения составляющих элементов возможно вывести закон, руководящий этими элементами. С другой — о «космографах», которые изучают феномены «отношения и связи, которые субъективны и зарождаются в человеческом уме» и стремятся проникнуть в их секреты, сделать их «простыми и ясными», установить не закономерности, а «полное понимание». Несмотря на онтологическую нестабильность, присущую субъективным психологическим объектам, «изучение феноменов ради них самих имеет ценность, равную ценности закономерностей». Хотя при внешнем наблюдении два этнологических феномена могут казаться подобными, необходимо историческое изучение происхождения их качеств.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение.
Что изучает психологическая антропология?.
Раздел 1. ИСТОРИЯ АНТРОПОЛОГИИ (1910-1900).
В поисках «национального характера».
Франц Боас: начало научного исследования психологических особенностей различных народностей.
Кларк Висслер: попытка противопоставления психологии и этнологии. Понятие врожденной «культурной экипировки».
Американская историческая школа.
Рут Бенедикт: учение об этосе культуры.
Эдвард Сепир и его последователи: конфигурационизм и лингвистика.
Маргарет Мид: создание эталона полевого исследования.
Бронислав Малиновский: функционализм.
Радклифф-Браун: структурный функционализм.
Теория моделей культуры Альфреда Крёбера.
Культурология Уайта.
Влияние психоанализа на этнологические исследования.
Геза Рохейм: психоаналитик, ставший антропологом.
Первая психоаналитическая концепция в этнологии. А. Кардинер: концепция основной личностной структуры.
Кора Дюбуа и Энтони Уоллес: понятие «модальной личности» и общество как негомогенная структура. (Первый шаг к распределительной модели культуры).
Кросс-культурная антропология.
Исследования национального характера.
Культуро-центрированный подход к исследованиям национального характера.
Личностно-центрированный подход к исследованиям национального характера.
Изучение культуры «на расстоянии».
Психоанализ и исследования национального характера.
Милфорд Спиро в защиту психоанализа и против культурного детерминизма.
Уэстон Да Барр: попытка вернуться к конфигурационизму и личностный подход.
Формирование ценностного подхода.
Джон Уайтинг и Ирвин Чайлд: Гипотеза о личностной интеграции культуры.
Девид Макглелланд: мотивационный подход.
Возникновение концепции «картины мира».
Кризис психологического подхода в этнологии.
Френсис Хсю: подведение итогов. Задачи психологической антропологии.
Джон Хонигман о понятии «культура»: подведение итогов.
Роберт ЛеВин о соотношении культуры и личности: подведение итогов.
Виктор Барнау о понятии «личность»: подведение итогов.
Возникновение когнитивной антропологии.
Зарождение символической антропологии и интерпретационного подхода.
Постмодернистская критика.
Назад к Боасу?.
Раздел 2. СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И КОГНИТИВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (1900-2000).
Судьба психологической антропологии в наше время.
Психологическая антропология в новом научном контексте.
Что такое культурная психология?.
Российская культурно-историческая школа как основание культурной психологии.
Российская теория деятельности как основание культурной психологии.
Что такое когнитивная антропология?.
Джеффри Уайт: дискурс-центрированный подход.
Теодор Шварц: опытно-процессуальная (дистрибутивная) модель культуры.
Милфорд Спиро: взаимовлияние культуры и психологии.
Роберт ЛеВин: эксплицитная и имплицитная культура.
Джон Ингхейм и антропология личности.
Майкл Коул: культурно-историческая психология.
Ричард Шведер: Интенциональные миры.
Рой Д'Андрад: культурные значимые системы.
Джером Брунер: процессы смыслообразования.
Джеймс Верч: социокультурный подход как вариант культурной психологии.
Б. Рогофф: понятие межсубъективности.
Энн Смолка: конструирование субъекта.
Эдвин Хатчинс: связь между когницией и социокультурным окружением.
Теория схем в когнитивной психологии.
Рональд Кессон: основные понятия современной когнитивной антропологии.
Дороти Рамельхарт о теории схем.
Теория схемы у Джанет Келлер.
Теория схемы у Дороти Холленд.
Представление и когнитивная структура действия.
От теории «схемы» к теории «сценария».
Концепция когнитивной деятельности Джерри Фодора.
Уильям Гадиланст и социальная когниция.
Бреда Шоур: культурное познание.
Пример нового антропологического синтеза.
Психоаналитическая антропология.
Антропология эмоций.
Антропология self.
Эволюционистский подход в психологической антропологии.
Заключение.
Психологическая антропология как наука о культурной самоорганизации. От психологической антропологии к исторической этнологии.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психологическая антропология, история, Современное состояние, Перспективы, Лурье С.В., 2020 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Теги: учебник по психологии :: психология :: Лурье :: антропология
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- Тебе не нужны фильтры, Как перестать шеймить себя из-за внешности и полюбить свое тело, Коллинз-Доннелли К., 2022
- Ментальное здоровье музыкантов, 2021
- Генерализованное тревожное расстройство, Когнитивно-поведенческая терапия для преодоления неуверенности, беспокойства и страха, Робишо М., Дюга М.Ж., 2021
- Терапия эмоциональной эффективности, Маккей М., Вест А., 2021
Предыдущие статьи:
- Женская логика, Курбатов В.И., 1996
- Психология общения и переговоров в экстремальных условиях, Караяни А.Г., Цветков В.Л., 2015
- Коммуникации космических экипажей в реальных и моделируемых космических полетах, монография, Юсупова А.К., 2011
- Эмоции без правил, Между мужчиной и женщиной, Трофименко Т., 2014