Основная идея данной книги, по замыслу автора, заключается в том, что не «труд», не «общество», не «культура», созданные кем-то вне и до человека, создали человека, а сам он создал и труд, и общество, и культуру, и историю и т. д. Другими словами, человек создал себя сам, а это значит, что автор в данной книге не ушел от проблемы возникновения человека в собственном смысле, над которой со времен Чарльза Дарвина задумывалось человечество, и предложил свое объяснение этой философской загадки. В связи с решением этой проблемы автор объясняет специфику человеческого типа мышления, которое является априорным, в противоположность животному, апостериорному. Благодаря словесному языку, сформировалось «накопленное прошлое», на основе которого автор объясняет происхождение априорной способности формирующегося человека.
По мнению автора, смысл истории заключается в том, что природа человека поэтапно, в процессе смены способов мышления эпох, вытесняет инстинкт силы и слабости, унаследованный его предками от биологического прошлого и предыстории и скрытый общественно-историческими формами, «одеждами» (в рабовладении, крепостничестве, войнах, революциях, колониальных системах и т. п.). Автор дает собственное толкование понятия темпорального бытия человека, согласно которому смысл исторической стадии темпорального бытия, например, существенно отличается от смысла самих исторических эпох, противопоставлявших себя друг другу.
Книга будет интересна не только специалистам по философии, истории и социологии, но и широкому кругу читателей.
ПОНЯТИЕ ПРОШЛОГО И ПЕРВОНАЧАЛО.
Эти знаменитые слова Бианта (одного из «семи мудрецов» Древней Греции) из «Парадоксов» Цицерона, приведенные в эпиграфе данной части, имеют непосредственное отношение к тому, что создало и затем спасло от вымирания человека, — его прошлому, которое накапливалось в «карманах» его памяти, и в которые со временем он вынужден был время от времени заглядывать, чтобы находить, правда, не всегда и не совсем готовые ответы на вызовы окружающего его внешнего мира, но с помощью элементов которого он мог (посредством «свободы выбора») создавать, творить эти ответы как в духовной, так и в практической сфере. '
Но прежде чем приступить к рассмотрению проблемы, предоставим «вступительное» слово проницательному Ф. Ницше, который поможет нам приблизиться к постановке вопроса об этих «карманах» с прошлым, которое отделило человека от его животных предков и которое он всегда «носит с собой».
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Человеческий разум и темпоральное бытие человека (В. А. Лекторский).
Предисловие.
Введение. Постановка проблемы.
Часть 1 Тайна возникновения природы человека.
Глава 1. Понятие прошлого и первоначало.
1. Понятие прошлого.
2. Прошлое и язык (первоначало).
3. Основные факторы прошлого, или прошлое в настоящем.
Глава 2. «Накопленное прошлое» и «третий мир» человека.
1. Понятие «накопленного прошлого» и проблема хаоса.
2. «Накопленное прошлое» и «третий мир» человека.
3. «Третий мир» человека и тайна возникновения априоризма.
Глава 3. Априоризм и возникновение человека.
1. Противоположность мышления животного и человека.
2. Дарвин доказал происхождение. но не объяснил возникновения. Человек за пределами натурализма.
3. Способ мышления человека — основа детерминированной свободы его деятельности.
Часть 2 Универсальный характер природы человека.
Глава 1. Основные характеристики природы человека.
1. Некоторые концепции природы человека в истории философии.
2. Понятие природы человека и ее универсальный характер.
Глава 2. Основные стадии темпорального бытия человека.
1. Доисторическая стадия: рационализация инстинкта.
2. Историческая стадия темпорального бытия: борьба разума против инстинкта.
3. Постистория и свобода разума.
Часть 3 Взаимодействие истории общества и природы человека.
Глава 1. История как «чистилище» и процесс перехода к торжеству разума и природы человека.
1. Групповые способности человека и начало исторического процесса.
2. Понятие способа мышления эпохи как основы исторического процесса. Парадокс Ясперса.
Глава 2. Смысл и назначение истории.
1. Действительный смысл и назначение истории.
2. Масса как уравнивающий фактор человеческой природы.
Глава 3. Уровни цивилизации и история.
1. Понятие цивилизации и ее уровни. Основная формула цивилизации и история.
2. Постистория и конец «исторического человека». Человек «по ту сторону добра и зла».
Заключение.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Природа человека и смысл истории, Оруджев З.М., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Теги: учебник по философии :: философия :: Оруджев
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- Философия случая, Лем С., Старостин Б.А., 2007
- Курс истории древней философии, Трубецкой С.Н., 1997
- Основы логической теории научных знаний, Зиновьев А.А., 2010
- Научные основания нравственности, Индукции этики, Этика индивидуальной жизни, Спенсер Г., 2008
Предыдущие статьи:
- Философия как история философии, Соколов В.В., 2010
- Хвост ящерки, Метафизика метафоры, Уфимцев Р.
- Человеческое, слишком человеческое, книга для свободных умов, Ницше Ф., 2013
- Философские основания современного образования, Омельченко Е.А., Гатиатуллина Э.Р., Калинина Н.В., Шаймарданов Р.X., 2014