Введение в онтологию, Образы мира в европейской философии, Курс лекций, Бакеева Е.В., 2014.
В учебном пособии рассматриваются основные проблемы и понятия онтологии как фундаментальной философской дисциплины. Обращение к традиционной онтологической проблематике осуществляется в опоре на идею философии как «логики культуры», сформулированную в творчестве отечественного мыслителя В. С. Библера. В контексте этой идеи культуры европейской Античности. Средневековья. Нового и Новейшего времени предстают как целостные, обладающие самостоятельной ценностью ответы на вопрос о бытии или определенные способы осмысления-осуществления бытия.
Предназначено для студентов и аспирантов философских факультетов, а также студентов нефилософских специальностей в рамках освоения курса «Философия».
Бытие как причастность Единому.
Переживание бытия как задачи, как стремления к обретению полноты всегда так или иначе связано с ощущением того, что предмет стремления (полнота смысла или целостность мира) всегда уже как-то есть, иначе не было бы направленности стремления. Иными словами, сам вопрос о бытии возникает, оформляется только на фоне исходной интуиции единства мыслящего с миром. Именно эта интуиция и выступает смысловым ядром того способа понимания мира, который лежит в основе культуры Античности и который можно было бы назвать онтологией Единого. Это ощущение исходного, уже-данного единства всего существующего, выступая в качестве условия вопроса о бытии, одновременно является и неким предварительным ответом на этот вопрос: «Что значит быть?»: «Быть — значит быть единым, принадлежать к этому7 исходному7 единству». Каким же образом этот набросок понимания бытия позволяет мне мыслить себя и мир в целом? Попробуем выделить по крайней мере основные особенности мышления, базирующегося на этой интуиции.
Первая из этих особенностей связана с характером самой первичной операции, посредством которой и осуществляется «схватывание» мира в целом. Эта операция, выступая своего рода алгоритмом, воспроизводящимся так или иначе в любом из опытов античного (прежде всего греческого) философствования, может быть обозначена как «возвращение к началу». Характеризуя онтологический смысл учения пифагорейцев, А. В. Ахутин отмечает: «В пифагорейском учении о чете и не чете, развившемся и конкретизированном в учении о пропорции, дано понятие о способе, каким начало производит становящееся.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
От автора.
Введение
Раздел I. ОНТОЛОГИЯ ЕДИНОГО.
Лекция 1. Бытие как причастность Единому.
Лекция 2. Материя и идея как два «полюса» онтологии Единого.
Лекция 3. Единое как тождественное в ином.
Лекция 4. Часть как модификация целого.
Лекция 5. Детерминизм в онтологии Единого: судьба и «эйдетическая причинность».
Лекция 6. Многомерность пространства и времени в античной онтологии.
Экскурс в настоящее.
Список рекомендуемой литературы к разделу I.
Раздел II. СРЕДНЕ ВЕКОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОНТОЛОГИЯ ТВОРЕНИЯ.
Лекция 1. Бытие как творящий акт.
Лекция 2. Вещь, субстанция, материя и форма в свете идеи творения.
Лекция 3. Проблема универсалий в средневековой онтологии.
Лекция 4. Понятия тождества и различия, части и целого в контексте онтологии творения.
Лекция 5. Проблема соотношения предопределения и свободы. Понятие целевой причинности.
Лекция 6. Пространство и время сотворенного мира.
Экскурс в настоящее.
Список рекомендуемой литературы к разделу II.
Раздел III ОНТОЛОГИЯ СУБЪЕКТА.
Лекция 1. Бытие как действие познающего субъекта.
Лекция 2. Материя как «протяженная субстанция» и «идеи разума».
Лекция 3. Понятия тождества и различия, части и целого в механистической картине мира.
Лекция 4. Абсолютный детерминизм и линейная причинность.
Лекция 5. Необходимость природы и проблема свободы.
Лекция 6. Пространство и время «мира-объекта».
Экскурс в настоящее.
Список рекомендуемой литературы к разделу III.
Раздел IV ОНТОЛОГИЯ СОБЫТИЯ.
Лекция 1. Переосмысление категории бытия в рамках неклассической онтологии.
Лекция 2. Событийное осмысление категорий материи и идеи. Понятие энергии. Язык как онтологический феномен.
Лекция 3. Тождество и различие в контексте онтологии события. Проблематизация оппозиции «общее единичное» и понятие сингулярности.
Лекция 4. Категории части и целого в рамках холистической картины мира.
Лекция 5. Детерминизм в контексте процессуальной реальности.
Лекция 6. Пространство и время мира-события.
Экскурс в настоящее.
Список рекомендуемой литературы к разделу IV.
Заключение.
Купить .
Теги: учебник по философии :: философия :: Бакеева
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Учение о субстанции, Хаушка Р., 2004
- Краткая история китайской философии, Фэн Ю., 1998
- Моральное зло в истории этики и культуры, Скрипник А.П., 1992
- История философии Древнего мира, Чанышев А.Н., 2005
- Философия и ее история, дискуссии, Вольф М.Н., 2021
- Конфуций, Беседы с одиноким мудрецом, Маслов А., 2020
- Введение в философию, Дробжева Г.М., Бурахина О.А., 2014
- Введение в философию техники, Арзаканян Ц.Г., Горохов В.Г., Розин В.М., 1998