Введение в музыкальную форму, Холопов Ю.Н., 2006.
От редакторов.
Юрий Николаевич Холопов - ученый редкой универсальности, что подтверждает вся его деятельность. Среди публикаций Холо-пова и в его архиве работы самого разного профиля. Но область музыкальной формы всегда была для него одной из приоритетных - и в научном плане, и в педагогическом. Многие годы он обучал форме композиторов в Московской консерватории, а также вел этот предмет на теоретическом отделении Музыкального училища при консерватории. Полагая музыкальную форму одним из столпов профессионального воспитания (не только музыковедов и композиторов, но и исполнителей), Холопов десятилетиями боролся за восстановление в правах традиционного для отечественного образования учебного курса «Музыкальная форма» (который лишь отчасти покрывается введенным после памятного 1948 года «Анализом музыкальных произведений»). И это было не «буквоедское» сражение с якобы безразличной к смыслу предмета «вывеской» (как полагали многие). Лучше чем кто-либо понимая, что «форма» (в данном случае наименование предмета) и «содержание» неразрывны, он бился не только за «имя» (хотя оно отождествлялось для него, по завету Глинки, с самой красотой), но и за открытые классической теорией принципиальные положения.
3. Корреляты «формы» - материал, содержание. Интонация. Форма прикладная и автономная.
Итак, понятие формы исторически соотносилось с двумя различными категориями: 1) материал и 2) содержание. Та и другая категории важны, и нельзя в настоящее время «просто» свести всю проблему к какой-либо одной из этих пар. То, что в популярном словоупотреблении и в большинстве научных и методических работ фигурирует обычно лишь одна из пар - «форма и содержание», не должно вводить в заблуждение. Пара «форма - материал» не исчезла, да и не может исчезнуть до тех пор, пока существует композиторское творчество. Для композитора же его «материал» - мелодия или гармония, которые он объективирует из своей интуиции, тембровая ткань, ритмический пульс, перекликающиеся в разных регистрах контрапункты, есть та звуковая реальность, которую он хочет «соположить» (= компонировать) в своем произведении. Желая выразить что-то (это его содержание), он на практике всегда что-то мастерит из наличного материала.
СОДЕРЖАНИЕ.
От редакторов.
К теории музыкальной формы.
1. Понятие музыкальной формы.
2. Музыка как искусство времени. Членение - диастематика - мелос. Симметрия и музыкальная форма.
3. Корреляты «формы» - материал, содержание. Интонация. Форма прикладная и автономная.
4. Форма и пропорциональность.
5. Логика музыкальной формы.
6. Форма и жанр.
7. Стиль и форма.
8. Техника композиции.
9. Общая типология музыкальных форм.
Классические музыкальные формы.
1. Понятие и общая классификация.
2. Гармония и музыкальная форма.
3. Художественный канон классической формы. Классическая метрика.
4. Квадратность - неквадратность.
5. Ритмика. Мотив. Мотивная структура.
6. Фактура. Мелодия. Контрапункт. Техники композиции.
7. Тема. Тематизм.
8. Систематика классических форм.
Купить .
Теги: Холопов :: 2006 :: музыка
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Детский альбом, Для фортепиано, Чайковский П.И., 2011
- Виктор Цой, Кино, 2001
- Едва слышный гул, Введение в философию звука, Рясов А., 2021
- Научные основы постановки голоса, Заседателев Ф.Ф., 2013
- Самоучитель игры на «балалайке», учебное пособие, Чабуткин Е.К., 2019
- Проблема повествователя в русском рэпе, Дрок В.В., 2020
- Детские песни и песенки, Выстрелов Г., 2006
- Восприятие музыки, историко-эстетический аспект, Рева B.П., 2001