Публикация лекций по музыкальной форме, прочитанных видным московским педагогом В. П. Фраёновым (1930-2002) в 1999-2002 учебных годах на теоретическом отделении Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
Книга адресована учащимся и преподавателям средних специальных учебных заведений и всем тем, кто интересуется вопросами формы в музыкальном искусстве.
Органическая неквадратность.
Органическая неквадратность — «неквадратность от природы». Прежде всего во всякой старинной музыке, в фольклоре, в музыке, связанной с фольклором (Брамс, Барток, русские композиторы). У западных композиторов бывает (Моцарт, Шуберт), но к рядовым явлениям не относится. Проявляется во множестве «признаков».
Самое крупное деление: неквадратность в музыке
1) строгого метра (все такты по продолжительности одинаковые);
2) свободного метра (где изменяется еще и размер такта).
Мы будем заниматься по преимуществу первым случаем.
В музыке строгого метра органическая неквадратность появляется, когда в основе лежит трехтакт или двутакты объединяются в шеститакты, двенадцатитакты, десятитакты и т. д.
Формы образуются сложением разных составляющих.
Формы периода:
1) Удвоение трехтакта. 12-тактная структура, основанная на удвоенных трсхтактах (3 3)(3 3). Из таких форм — самая употребительная («квадратоподобный» период). Брамс, Венгерский танец №1; Лист, «Как утро, ты прекрасна»; Даргомыжский, «Каюсь, дядя, черт попутал»; Римский-Корсаков, «Садко», 1-я картина, ария Садки «Пробегали б мои...»; Глазунов, «Раймонда», Большой венгерский танец в III действии, (раздел] Presto. Может быть и предложение со структурой (3 3)(1 1 1 3), правда, довольно редко. Применяется как самостоятельная экспозиционная форма. Моцарт, Квинтет g-moll KV516, Менуэт: (3 3)(1 1 1 3) с расширением и дополнением (3 3).
ОГЛАВЛЕНИЕ.
От составителя.
Предисловие.
Часть I. Курс лекций 1999-2000 гг.
[Введение].
Метр. Мотив.
Предложение и период.
Малый период (13). Большое предложение (15). Гармония в периодах эпохи венского классицизма (16). Каденции (17). Гармония в периодах послеклассического времени (18). Способы усложнения периода и большого предложения (20). Неквадратность (20). Структурные новообразования XIX в. (21). [Особые формы периода/предложения] (22). Большой период (23).
(Метр. Мотив. Продолжение] Метрический такт и графический такт.
[Предложение и период. Продолжение].
Формы исключительные и особенные (производные) (26). Органическая неквадратность (27). Формы, основанные на периодичности (28).
Простые формы.
Простая двухчастная форма (30). Простая двухчастная репризная форма (31). Различия между двухчастными и трехчастными [простыми] формами (33). Простая двухчастная безрепризная форма (33).
Неосновные виды простой двухчастной формы (35). Простая трехчастная форма (36). Простая трехчастная форма в составе менуэтов и скерцо (40). Разновидности простой трехчастной формы (42).
Сложные формы.
Сложная трехчастная форма с устойчивой средней частью (45).
Сложная трехчастная форма с эпизодом (45). Сложная двухчастная форма (47). Разновидности сложных форм (49). Концентрическая форма (49).
Рондо.
Классическое рондо (50). Послеклассическое рондо (51).
[Сложные формы. Продолжение] Контрастно-составные формы.
Вариационная форма.
Классические вариации (54). Свободные вариации (57). Вариации на выдержанный бас (basso ostinato) (58). Вариации на неизменяемую мелодию (60).
Формы эпохи барокко.
Формы сквозного развертывания (62). [Малые формы] (63). Составные формы (64). [Рондо] (65). Старинная сонатная форма (65). Старинная концертная форма (66).
Сонатная форма.
Разновидности сонатной формы (72). Сонатная форма без разработки (73). Сонатная форма с эпизодом вместо разработки (73).
[Форма классического концерта или сонатная форма с двойной экспозицией] (73).
Рондо-соната.
Свободные и смешанные формы.
Вопросы к экзамену.
Часть II. Курс лекций 2000-2001 гг.
[Введение].
Метр. Мотив.
Период и предложение.
Малый период (83). Большое предложение (84). Гармония в периоде/ предложении эпохи классицизма (85). Гармония в периоде / предложении послеклассической эпохи (87). [Структурные новообразования XIX в.) (90). Большой период (91). [Особые формы перио-да/предложения] (92). Усложнение и варианты форм периода и предложения в связи с неквадратностью (92). Органическая неквадратность (95). Органическая неквадратность в музыке строгого метра (96). Формы, основанные на периодичности (повторности) (96). Формы производные и исключительные (97).
[Метр. Мотив. Продолжение] Метрический такт и графический такт.
Сонатная форма.
Разновидности сонатной формы (166). Сонатная форма без разработки (166). Сонатная форма с эпизодом вместо разработки (167). Сонатная форма с двойной экспозицией (форма классического концерта) (167).
Рондо-соната.
Свободные и смешанные формы.
Свободные формы эпохи барокко (172). Свободные [и смешанные] формы эпохи классицизма (172). Свободные [и смешанные] формы XIX в. (172). [Свободные и смешанные формы] XX в. (173). Жанры свободных [и смешанных] форм (175).
Часть III. Фрагменты лекций 2001-2002 гг.
[ВВЕДЕНИЕ].
[к разделу Период/предложение].
Гармония [XIX- начала XX вв.] (180). Усложнение структуры аккордов в XX в. (181).
(к разделу Сложные формы].
Сложная трехчастная форма со средней частью типа трио (182). Сложная трехчастная форма с устойчивой средней частью (184).
[к разделу Вариационная форма].
Двойные вариации (184). Послеклассические вариации (184). [Вариации на выдержанный бас] (186).
[к разделу Формы эпохи барокко].
[к теме Малые формы] (188). Рондо (189). Старинная концертная форма (190). Старинная сонатная форма (190).
[к разделу Сонатная форма].
Сонатная форма без разработки (191). Сонатная форма с эпизодом вместо разработки (192). Соната с двойной экспозицией (форма классического концерта) (192).
[к разделу Свободные и смешанные формы].
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Музыкальная форма, курс лекций, Фраёнов В.П., 2003 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Теги: учебник по музыке :: музыка :: Фраёнов
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- Новая школа игры на фортепиано, Цыганова Г.Г., Королькова И.С., 2009
- Хрестоматия юного гитариста, 1-3 классы, Зубченко О.В.
- Свердловская рок-энциклопедия, «Ритм, который мы», Карасюк Д., 2016
- Практическое руководство по музыкальной грамоте, Фридкин Г., 1974
Предыдущие статьи:
- Курс сольфеджио, выпуск 3, Агажанов А., 1985
- Курс сольфеджио, выпуск 2, Агажанов А., 1973
- Курс сольфеджио, выпуск 1, Агажанов А., 1974
- Музыка и мозг, как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект, Бреан А., Скейе Г.У., 2020