Психология до психологии, От Античности до Нового времени, Лызлов А.В., 2018.
В авторском курсе Алексея Васильевича Лызлова рассматривается история европейской психологии от гомеровских времен до конца XVIII века, то есть до того момента, когда психология оформилась в самостоятельную дисциплину. «Наука о душе» раскрывается перед читателем с новой перспективы, когда мы знакомимся с глубокими прозрениями о природе человеческой души, имевшими место в течение почти двух тысяч лет европейской истории. Автор особо останавливается на воззрениях и практиках, способных обогатить наше понимание душевной жизни человека и побудить задуматься над вопросами, актуальными для нас сегодня. Живое и ясное изложение материала делает книгу доступной для понимания самого широкого круга заинтересованных читателей.
Гомеровский человек. Учение о душе Пифагора.
Мы с вами начинаем говорить о психологических аспектах древнегреческой мысли, начинаем с Гомера. Что здесь нужно сказать с точки зрения психологии?
Рассматривая древнегреческого человека, каким он предстает у Гомера или, к примеру, в хайдеггеровских лекциях, посвященных Пармениду, мы можем попытаться описать присущий ему способ бытия‑в‑мире – способ, который является базовым для архаической Греции. Опорной для человека этого способа бытия‑в‑мире способностью является способность ощущения. Мир для него – это круг явленного, т. е. того, что он видит, слышит, осязает, обоняет. Для такого человека свойственно очень полное, живое и непосредственное восприятие окружающего мира. Можно сказать, что такой человек видит все.
Европейский человек доминирующего сегодня в европейской культуре устроения, при котором опорной является волевая способность в том ее понимании, которое начинает разрабатывать уже Максим Исповедник (580–662) в своем учении о так называемой гномической воле (но об этом мы будем говорить значительно позже), видит избирательно – видит то, что так или иначе связано с его целеполаганием, с задачами, которые он ставит, а то, что с целеполаганием не связано, может вообще не входить в фокус его внимания и, соответственно, не восприниматься им. Напротив, человек, у которого опорной является способность ощущения, не фильтрует воспринимаемое. Мы можем видеть это не только на примере древних, но и на примере более близких к нам по времени людей такого устроения. Возьмем какой‑нибудь всем известный пример – скажем, художника Ивана Шишкина. Если кто‑нибудь из вас был на выставке его картин, которая несколько лет назад проходила в Москве, он мог быть удивлен не столько даже его живописной техникой, сколько тем, что Шишкин, рисуя пейзаж, действительно видит каждую иголочку, каждую травинку. Это взгляд, который вмещает все то сущее, что человека окружает, который ничего не фильтрует.
Купить .
Купить - rtf .
Теги: учебник по психологии :: психология :: Лызлов
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Психолого-педагогическая диагностика и коррекция заикания, Шевцова Е.Е., 2009
- Психология лентяя, Тихомиров В., 2018
- Психология искусства, анализ эстетической реакции, Выготский Л.С., 2018
- Психология города, Как быть счастливым в мегаполисе, Кидуэлл П., 2018
- Психология человека от рождения до смерти, Реан А.А., 2014
- Психологическая защита у детей, Никольская И.М., Грановская Р.М., 2006
- Нейропсихология, Игры и упражнения, Праведникова И.И., 2018
- Методологическое введение в психологию, Пономарев Я.А., 1983