Эстетика и теория искусства XX века, Хрестоматия, 2008.
Предлагаемая читателю хрестоматия дополняет вышедшее ранее учебное пособие «Эстетика и теория искусства ХХ века» и предполагается,что включенные в нее тексты иллюстрируют положения,высказываемые авторами учебного пособия. Хрестоматия состоит из трех основных разделов: «Эстетика как философия искусства», «Эстетическая рефлексия в границах смежных дисциплин и научных направлений» и «Основные направления в теории искусства ХХ века». Первый раздел, «Эстетика как философия искусства», представлен фрагментами, извлеченными из работ представителей самых разных философских направлений. Ставя вопрос о мотивировке необходимости в таком разделе, сошлемся на представителя феноменологии М. Дюфрена, утверждающего, что эстетический опыт является исходной точкой для движения к деятельности и науке. «И это понятно: эстетический опыт пребывает в истоке, в той точке, где человек, перемешанный с вещами, испытывает своеродство с миром; природа в нем раскрывает себя, и он способен читать великие образы, которые она ему поставляет. Будущее Логоса готовится в этой встрече до всякого языка - здесь говорит сама Природа. Природа творящая, порождающая человека и воодушевляющая его на то, чтобы он следовал разуму. Теперь понятно, почему некоторые философские учения отводят эстетике особое место: они устремлены к истоку и все их искания ориентируются и освещаются эстетикой».
Эстетика как философия искусства.
Испанский философ X. Ортега-и-Гассет включил в эстетическую рефлексию XX века рассмотрение феномена омассовления и анализ сознания столь распространенной для этой эпохи фигуры заурядного человека, или человека массы, агрессивного по отношению к тому, что философ называет «новым искусством», или к искусству авангарда. Хотя ключевая работа философа в этом направлении появится лишь в 1930 году (она называется «Восстание масс»),тем не менее уже в работе 1925 года «Дегуманизация искусства», включенной в хрестоматию, тема омассовления оказывается не только фоном выявленных им эстетических процессов,связанных сформированием новой элиты и новой эстетики. В конечном счете констатируемые им новое искусство и новый способ его восприятия в европейском искусстве начала ХХ века формируются из потребности противостоять процессу омассовления. Этот исходный импульс нового искусства, связанный с сопротивлением массовому вкусу, делает, как доказывает X. Ортега-и-Гассет, все новое искусство и непопулярным, и маргинальным, чего в ХIХ веке счастливо избежал романтизм, поначалу столкнувшийся именно с таким конфликтом.
Содержание
Введение. Эстетика и теория искусства XX века: альтернативные типы дискурсивности в контексте трансформации культуры (Н.А. Хренов)
Раздел I Эстетика как философия искусства
Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства
Мерло-Понти М. Око и дух
Ингарден Р. Двумерность структуры литературного произведения
Шпет Г. Проблемы современной эстетики
Дюфренн М. Эстетика и философия
Бердяев Н. Кризис искусства
Флоренский П. Обратная перспектива
Вейдле В. Умирание искусства
Лосев А. Диалектика художественной формы
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости
Дики Д. Определяя искусство
Бинкли Т. Против эстетики
Делез Ж., Гваттари Ф. Ризома
Деррида Ж. Правда о живописи
Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн?
Раздел II Эстетическая рефлексия в границах смежных дисциплин и научных направлений
Фрейд В. Художник и фантазирование
Юнг К. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству
Бахтин М. К методологии гуманитарных наук
Эйхенбаум Б. Теория «формального» метода
Леви-Строс К. «Болеро» Мориса Равеля
Якобсон Р., Леви-Строс К. «Кошки» Шарля Бодлера
Барт Р. От произведения к тексту
Барт Р. Смерть автора
Фуко М. Что такое автор?
Мукаржовский Я. Преднамеренное и непреднамеренное в искусстве
Кристева Ю. Разрушение поэтики
Раздел III Основные направления в теории искусства XX века
Ригль А. Позднеримская художественная промышленность
Воррингер В. Абстракция и одухотворение
ШКЛОВСКИЙ В. Искусство как прием
Малевич К. Издания Витебского периода (1919-1922)
Кандинский В. О духовном в искусстве
Хлебников В. Наша основа
Бретон А. Второй манифест сюрреализма
Панофски Э. Иконография и иконология
Гомбрих Э.Х. О задачах и границах иконологии.
Купить .
Теги: учебник по искусствоведению :: искусствоведение
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Искусство Италии, Средняя Италия в период Высокого Возрождения, Ротенберг Е.И., 1974
- Искусство Испании XVI-XVII веков, Левина И.М., 1966
- Искусство Европы I-IV веков, Чубова А.П., 1970
- Искусство Византии IV XV веков, Лихачева В.Д., 1986
- Статьи об искусстве, Виппер Б.Р., 1970
- Пейзаж в русской живописи, Жабцев В.М., 2008
- Основы художественной грамоты, Язык и смысл изобразительного искусства, Герчук Ю.Я., 2013
- Основы художественной грамоты, Язык и смысл изобразительного искусства, Герчук Ю.Я., 1998