Искусство эпохи Возрождения, Италия XIV-XV века, Степанов А.В., 2003.
Слово «Возрождение» — самое звучное и жизнерадостное, но если вдуматься, то и самое непонятное в истории искусства.
В XVI веке, когда Джорджо Вазари, отец истории искусства, пустил в ход слово rinascita, этому термину не придавали такого широкого смысла, как в наше время. Люди Возрождения говорили о возрождении того или иного искусства (называя искусством всякое умение — и ремесло, и художество в нынешнем понимании, и науку) и не писали «Возрождение» с важной прописной буквы. Но вот уже полтора столетия, вслед за Жюлем Мишле и Якобом Буркхардтом, произнося это слово, обычно имеют в виду нечто всеобъемлющее и целостное, историческую эпоху, охватывающую XIV—XVI века.
На первый взгляд это большое Возрождение вырисовывается как нечто определенное, не похожее ни на Средние века, ни на XVII—XIX столетия. Но чем пристальнее всматриваешься, тем менее ясной становится картина. Обнаруживаешь, что несходством со Средневековьем эта эпоха обязана зародившимся в ней чертам Нового времени, а ее несходство с Новым временем от еще не изжившего себя Средневековья. Что же в ней собственно возрожденческого, ренессансного? Такой неопределенный предмет легко становится тем, чем хочет его видеть любой интересующийся Возрождением человек, которому не по душе всяческая неясность и расплывчатость. К таким людям принадлежат ученые.
Возрождение древности.
Что такое «возрождение» в обычном, житейском смысле слова? В счастливый момент любой из нас может почувствовать себя как бы рожденным заново. В этом смысле «возродиться» значит вновь стать самим собой. Но, оставаясь собой, мы можем «возрождать» и что-то иное — разрушенный город, пришедшее в упадок хозяйство, забытый навык или обычай, прерванные отношения с другими людьми. У такого «возрождения» есть деловитый синоним — «восстановление». Какой из этих двух смыслов имеется в виду, когда произносят слова «искусство Возрождения», — направленный внутрь человека или вовне? Или и тот и другой вместе?
Уже на примере Мишле и Буркхардта, повивальных бабок Возрождения, взятого как целостная историческая эпоха, видно, насколько могут быть далеки друг от друга намерения исследователей. Для Жюля Мишле понятие «Возрождение» имело, скорее, субъективный смысл. Он почувствовал себя возрождающимся, начав работу над томом «Истории Франции», посвященным XVI веку.
Оглавление
Введение
Возрождение древности?
Погибшее искусство
Главный парадокс
ТРЕЧЕНТО
Нет пророка
Колокола славят живопись
Живописец-рыцарь
Триумфы жизни и смерти
Последний гений треченто
КВАТРОЧЕНТО
Золотая середина
Протей
«Будете, как боги...»
Незамеченный переворот
Искушение перспективой
Земля устремляется к небесам
Небеса нисходят на землю
Свет святой Лючии
Живопись хочет стать скульптурой
Классицистический китч
Мир — это чистая видимость
Каменная живопись
Воздушная живопись
Кинематографический инстинкт
Скульптура вторгается в пространство
Интеллектуал или поэт?
Борьба с архитектурой
Благочестивые мечтания
Анатомический театр
Любимец Серениссимы
Венецианец из венецианцев
Урбанистическая лирика
Примечания
БИБЛИОГРАФИЯ
Список иллюстраций
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН.
Купить .
Теги: учебник по искусствоведению :: искусствоведение :: Степанов
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Символы власти и великие династии, Рапелли П., 2008
- Живопись эпохи Возрождения, Василенко Н.В., Яйленко Е.В., 2014
- Искусство итальянского Возрождения, Дживелегов А.К., 2007
- Краткая история искусств, выпуск 2, Дмитриева Н.А., 1989
- Малая история искусств, Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе, Тяжелов В.Н., 1981
- Малая история искусств, Античное искусство, Ривкин Б.И., 1972
- Малая история искусств, Античное искусство, Ривкин Б.И., 1972
- Истории знаменитых полотен, Очерки о русской живописи, Бойко Н., 2012