История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия, Ильина Т.В., 2010.
Настоящее издание является частью дилогии по курсу «История искусства». В нем рассматриваются процессы развития живописи и скульптуры, архитектуры и прикладного искусства нашей страны с древности до конца XX века. Издание снабжено списком рекомендуемой литературы и хорошо иллюстрировано, в том числе имеются цветные иллюстрации.
Для студентов вузов, преподавателей школ и колледжей.
Благодаря свободному, лексически богатому стилю изложения, а также обилию иллюстративного материала книга может быть интересна широкому кругу читателей.
Искусство русского централизованного государства второй половины XV - XVI века.
Время Андрея Рублева, «золотой век русской иконописи», в отечественном искусствознании вызывает и до сих пор, по сути, незавершенную дискуссию о том, был ли на Руси Ренессанс. Не вдаваясь в подробности, отметим, что некоторые исследователи видели его именно в «эпохе Рублева» и его последователей, т.е. в XV — первой половине XVI в., и в этом контексте оправданно звучало сопоставление М. В. Алпатовым творчества Андрея Рублева и фра Беато Анжелико. Другие называли «русским Ренессансом» XVII в., рассматривая XV столетие как «предвозрождение», соответствующее итальянскому проторенессансу. Но наиболее справедливо, на наш взгляд, мнение, что Ренессанс на русской почве все-таки не состоялся, хотя, несомненно, «предвозрожденческий» период был, и он был прерван в середине XVI столетия при Иване Грозном. Как известно, функции Ренессанса взяло на себя «русское барокко» конца XVII — XVIII в., о чем прекрасно в свое время писал академик Д. В. Сарабьянов (р. 1923).
Бесспорно, XV столетие — очень важный период для отечественного искусства. В последней четверти XV в. заканчивается процесс формирования русского централизованного государства. Иван III (1440—1505; московский великий князь с 1462), получивший власть не из рук хана, — первый «самодержец», «государь всея Руси», в гербе которого красуется двуглавый орел, а на голове — шапка Мономаха. В церемониале двора, во всем антураже власти подчеркивается преемственность византийских имперских традиций. Москва становится столицей мощной державы, is которой главной опорой государя является боярство. Москва становится также и главным культурным центром, вобравшим в себя и продолжающим развивать традиции искусства русских княжеств. В Москву свозятся самые замечательные произведения из разных земель. Здесь работают бок о бок с приглашенными иноземными архитекторами русские мастера. Развивается искусство не отдельных школ, как это было в предыдущий период, а искусство общенациональное.
Оглавление
Принятые сокращения
Предисловие
1. Искусство Древней Руси
1.1. Искусство Киевской Руси
1.2. Искусство периода феодальной раздробленности XII — середины XIII века
1.3. Искусство периода монголо-татарского ига и начала объединения русских земель (XIV — первая половина XV века)
1.4. Искусство русского централизованного государства второй половины XV — XVI века
1.5. Искусство XVII века
2. Искусство XVIII века
2.1. Искусство первой трети XVIII века
2.2. Искусство середины XVIII века
2.3. Искусство второй половины XVIII века
3. Русское искусство XIX века
3.1. Искусство первой половины XIX века
3.2. Искусство второй половины XIX века
3.3. Искусство конца XIX — начала XX века
4. Искусство XX — начала XXI века
4.1. Советское искусство от 1917 до 1941 года
4.2. Искусство периода Великой Отечественной войны
4.3. Искусство середины 1940-х — конца 1950-х годов
4.4. Искусство 1960—1980-х годов
4.5. Искусство конца XX — начала XXI века
Литература.
Купить .
Теги: учебник по искусствоведению :: искусствоведение :: Ильина
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Малая история искусств, Античное искусство, Ривкин Б.И., 1972
- Малая история искусств, Античное искусство, Ривкин Б.И., 1972
- Истории знаменитых полотен, Очерки о русской живописи, Бойко Н., 2012
- История русской живописи, XVIII век, том 2, Майорова Н., Скоков Г., 2006
- История искусств, Отечественное искусство, Ильина Т.В., 2000
- История искусства Западной Европы от Античности до наших дней, Ильина Т.В., 2011
- История искусств, Западноевропейское искусство, Ильина Т.В., 2000
- Музей Каподимонте, Великие музеи мира, №54, 2012