Культурология, Драч Г.В., 2003.
Пособие подготовлено на кафедрах теории культуры, этики и эстетики и исторической культурологии Ростовского государственного университета. Представляя авторскую концепцию содержания культурологии как научной и учебной дисциплины, отвечает требованиям государственного образовательного стандарта. Содержит типологии культуры, материалы по теории культуры, проблемам современного культурологического знания, взаимоотношениям культуры с обществом, природой, личностью.
Для студентов высших учебных заведений, а также всех, интересующихся теорией мировой и отечественной культуры.
Предмет и задачи культурологии.
В советской философской литературе до начала 1960-х гг. культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Такой подход нашел отражение во втором издании БСЭ, в Философской энциклопедии, в довольно многочисленных публикациях. Обладая большой широтой, этот подход страдает неопределенностью, так как отсутствуют точные критерии того, что считать ценностями. С середины 1960-х гг. появляются работы, авторы которых проводят деятельностный анализ явления культуры. Эти работы группируются по двум направлениям. Одно рассматривает культуру в основном в контексте личностного становления (Э.А. Баллер, Н.С. Злобин, Л.Н. Коган, В.М. Межуев и др.), другое характеризует культуру как универсальное свойство общественной жизни (В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, М.С. Каган, З.И. Файнбург, Э.С. Маркарян и др.). Философское осмысление явлений культуры, находящееся за пределами деятельностного подхода, присутствует в работах М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили, B.C. Библера.
Попытку, аналогичную попытке Уайта, создать теорию культуры, способную в одном ключе рассматривать как до-письменные, так и письменные культуры, предпринял М.К. Петров. Одна из его работ, написанная еще в 1974 г., «Язык, знак, культура» вышла в 1991 г. В культурологическом ключе работает и Э.С. Маркарян (Теория культуры и современная наука. М., 1983).
Это позволяет нам при помощи термина «культура» фиксировать общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, качественное своеобразие исторически 'конкретных форм этой деятельности на различных этапах общественно-экономических формаций, этнических общностей (например, первобытная культура, древневосточная культура, греческая культура, русская культура и т.д.), особенности сознания и поведения людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, политическая культура, культура мышления), способ жизнедеятельности социальной группы (например, культура класса), отдельного индивида (личная культура). Культурология, если она выходит из-под «родительской опеки» философии и обретает собственный предмет исследования, обращается к археологии культуры (К. Юнг), выделяет ее генезис, функционирование и развитие, раскрывает способы культурного наследования социального опыта.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие редактора 5
Глава 1. Структура и состав современного культурологического знания 8
§ 1. Культурология как научная дисциплина 8
§ 2. Историческое развитие представлений о культуре 18
§ 3. От философии культуры к культурологии 33
Глава 2. Онтология культуры 51
§ 1. Современные культурологические теории и методы 51
§ 2. Сущность и основные функции культуры 95
§ 3. Основные понятия культурологии 108
§ 4. Морфология культуры 121
§ 5. Статика и динамика культуры 132
§ 6. Основные подходы и принципы типологии культуры 159
Глава 3. Культура и мир 177
§ 1. Культура и природа 177
§ 2. Культура и общество 182
§ 3. Культура и личность 196
§ 4. Культурная картина мира 209
§ 5. Способы культурной идентификации 233
§ 6. Межкультурные коммуникации 244
Глава 4. Культурогенез 264
§ 1. Культура нижнего палеолита и эволюция человека 264
§ 2. Культуры верхнего палеолита 270
§ 3. Культура мезолита и неолита 283
Глава 5. Восток как тип культуры 292
§ 1. Типологическая целостность Востока 292
§ 2. Индия 296
§ 3. Китай 315
§ 4. Япония 331
Глава 6. Запад как тип культуры 344
§ 1. Типологическая целостность Запада 344
§ 2. Историческое единство античной культуры 349
§ 3. Культура итальянского Возрождения 365
§ 4. Возрожденческая культурная парадигма и становление современной культуры 375
Глава 7. Россия как тип культуры 391
§ 1. Российская культура в понятийной парадигме «Восток - Запад» 391
§ 2. Специфика России в мировой культуре 397
§ 3. Этапы и основные тенденции развития российской культуры 402
Глава 8. Культура и глобальные проблемы современности 420
§ 1. Постмодерн в культуре XX в 420
§ 2. Глобальные проблемы XX в 425.
Купить книгу Культурология, Драч Г.В., 2003 .
Купить книгу Культурология, Драч Г.В., 2003 .
Теги: учебник по культурологии :: культурология :: Драч
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Мировая художественная культура, Древняя Греция, Древний Рим, Вачьянц А.М., 2004
- Введение в культурологию, Попов Е.В., 1996
- Введение в культурологию, Поликарпова В.А., 2000
- Культурология, XX век, антология, Левит С.Я., 1995
- Русская культура, Лихачев Д.С., 2000
- История русской культуры, хх век, 9 класс, Рябцев Ю.С., Козленко С.И., 2008
- Мировая художественная культура, От XVII века до современности, 11 класс, Данилова Г.И., 2012
- Путеводитель по греческой мифологии, Кершоу С.П., 2010