Задача этого сборника — восполнить пробел, имеющийся в нашей научной литературе. Большинство статей его было опубликовано в ряде специальных изданий и журналов, в значительной степени за рубежом. Переиздавая статьи давних лет, автор ограничился теми из них, которые, по его мнению, не утратили своего значения и в наши дни. Некоторые из включенных в сборник статей даются в сокращенном виде, другие дополнены, многие сильно переработаны или же написаны почти заново.
Поскольку статьи эти писались в разное время и по разному поводу, все они разнохарактерны как по содержанию, так и по форме изложения. Однако можно надеяться, что от читателя не ускользнет, что они составляют часть единого целого, так как их пронизывает стремление автора понять и оценить русский вклад в мировое искусство начиная с глубокой древности и до наших дней.
В течение многих лет автор готовит IV том своей „Всеобщей истории искусств", посвященный русскому искусству XVIII — нач. XX в. Этот сборник этюдов по истории русского искусства может рассматриваться в качестве одной из подготовительных ступеней к завершению автором его „Всеобщей истории искусств". Этим объясняется, что в нем особенное внимание уделяется таким явлениям русского искусства и таким проблемам, которые еще до сих пор не были достаточно освещены в специальной литературе.
Книга в основном посвящена русскому изобразительному искусству, но в нее включены также статьи о русской архитектуре и о художественной литературе. Автор не искал в смежных искусствах объяснения искусству изобразительному. Но он стремился уяснить себе общие корни всей русской художественной культуры. В первый том включено несколько статей по истории византийского искусства. Искусство Древней Руси невозможно изучать в отрыве от Византии. Византийские темы важны для понимания не только зависимости древнерусского искусства от византийского, но и глубокого своеобразия русской школы. Во втором томе даются экскурсы в историю западноевропейского искусства, но и на этот раз не столько для раскрытия прямых связей русского искусства с Западом, сколько для того, чтобы определить особенности русской школы.
Для современного историка искусства очень важно иметь возможность переключать внимание с общих вопросов на вопросы частные, требующие от него наибольшего приближения к своему предмету. Историк искусства должен не только охватывать одним взглядом целые периоды истории, но и упражнять свое „искусство видеть", разглядывая как бы через увеличительное стекло отдельные произведения, подвергая их критическому анализу.
Оглавление
Том 1
От автора
Из истории русской науки об искусстве
Проблемы изучения византийской живописи
Фрески Кастельсеприо
Рельеф Дмитрия Солунского в Оружейной палате
О мозаиках Кахрие Джами
Русское искусство эпохи „Слова о полку Игореве"
Фрески храма Успения на Волотовом поле. Опыт истолкования.
Феофан в Москве
Икона времени Андрея Рублева
Рублев и Византия
Классическая основа искусства Рублева
О значении „Троицы" Рублева
Иконографическая традиция и художественное творчество
Икона „Сретение" из Троице-Сергиевой лавры
К вопросу о западном влиянии на древнерусское искусство
Образ Георгия-воина в искусстве Византии и Древней Руси
Икона „Вознесение" в Третьяковской галерее
Русская живопись конца XV в. и античное наследие в искусстве Европы
Гибель Святополка в легенде и в иконописи
О русской народной скульптуре
Том 2
Русское искусство и век просвещения
Художественное значение Павловска
К истории русского надгробия XVIII века
Классицизм петербургской архитектуры начала XIX века
„Медный всадник" Пушкин А.С.
Кипренский и портрет начала XIX века
О „натуре простой" и „натуре изящной". Крестьянские образы в раннем творчестве Венецианова
Русская бытовая живопись второй половины XIX века
Композиция картины Сурикова „Меншиков в Березове"
О „Боярыне Морозовой" Сурикова
Русский портрет второй половины XIX века
Из истории русского пейзажа
Врубель
Снова о Врубеле
На выставке Константина Коровина
Сапунов
Голубкина
Об искусстве Матвеева
Памяти Мухиной
Мастерство Фаворского
RESUME
Памяти Михаила Владимировича Алпатова
Славный сын России.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Этюды по истории русского искусства, том 1-2, Алпатов М.В., 1967 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать книгу Этюды по истории русского искусства, Том 1-2, Алпатов М.В., 1967 - Яндекс Народ Диск.
Скачать книгу Этюды по истории русского искусства, Том 1-2, Алпатов М.В., 1967 - depositfiles.
Дата публикации:
Теги: учебник по искусствоведению :: искусствоведение :: Алпатов :: фрески Кастельсеприо
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- Великие художники, Босх, том 34, 2009
- Великие художники, Брюллов, том 23, 2009
- Великие художники, Ренуар, том 14, 2009
- Античные и христианские символы, Попова Н., 2003
Предыдущие статьи:
- Художественная галерея, Гейнсборо, №85, 2006
- Художественная галерея, Корреджо, №100, 2006
- Художественная галерея, Ван Дейк, №57, 2005
- Художественная галерея, Джотто, №41, 2005