Человек - созидатель и разрушитель, Эволюция поведения и социальной организации, Панов Е.Н., 2017.
Книга разворачивает широкую панораму формирования и развития человеческой культуры, эволюции творчества. Автор описывает переход от орудийной деятельности шимпанзе, оказавшейся в высшей степени дифференцированной, к рождению каменной индустрии; анализирует новейшие многочисленные данные об образе жизни архаических обществ охотников-собирателей. Постепенно в поле зрения оказываются и материальная основа абстрактного мышления, и новые данные о возможных истоках языка, о диалектическом единстве языка и речи, и о специфике сфер приложения этих двух феноменов поведения людей. Рассматривается социальная организация современного человека: от архаических эгалитарных обществ к иерархическим трибальным (с переходом к оседлости), затем к стратификационным и, наконец, к индустриальным. Завершается исследование описанием постиндустриального общества со всеми его тяжелыми недугами, приводящими, наряду с величайшими достижениями в технологиях, к разрушению цивилизации. На многие вопросы, обсуждаемые в книге, до сих пор нет однозначного ответа, и автор рассматривает их во всем многообразии первичных данных, гипотез и мнений. Он обсуждает сложнейшие, нередко остро дискуссионные вопросы, что заинтересует специалистов. Книга предназначена для подготовленного читателя, но будет полезна также студентам и всем тем людям, кто задает себе вопросы «кто мы?», «откуда мы?» и «что нас ждет в будущем?».
Община медоносных пчел как модель социального поведения человека.
Лоренц основывал свои суждения о поведении людей на аналогии с повадками коралловых рыб и гусей, Ардри — лемуров, Айбл-Айбесфельдт — морских игуан. А Гамильтон положил в основу своей теории отношения в общине медоносных пчел. Ему показалось, что он нашел ответ на вопрос, который ставил перед собой еще Дарвин. А именно, почему в общине этих насекомых все самки, кроме матки, не размножаются, но становятся членами касты рабочих. В основе идеи Гамильтона лежит то реальное обстоятельство, что у пчел среднее родство самки к собственным детям равно 1/2, а к родным сестрам 3/4. Но вывод, сделанный исследователем из этого, сводился к следующему: естественный отбор среди самок был направлен против их натурального стремления приносить потомство. Вместо этого, эволюционное развитие пошло по пути выработки у них стратегии заботы о своих сестрах. Это феномен Гамильтон назвал «альтруистическим поведением».
В другой своей работе (Hamilton 1972) он так объясняет суть своих построений: «Представим себе, — пишет он, — что ген стоит перед проблемой увеличения числа своих копий и отдает себе отчет в том, что есть возможность следующих выборов: 1) вызвать у своего носителя А поведение, полезное только для него самого и ведущее к увеличению репродукции А, или же 2) “бескорыстное” поведение, некоторым образом приносящее выгоду родичу Б». Поскольку, если рассматривать данную альтернативу в рамках представлений об индивидуальном отборе, на первый взгляд более выгодной представляется первая тактика».
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
Инстинктивизм.
Этология человека.
Социобиология.
Трансформации облика эволюционной антропологии в последней четверти прошлого века.
Когнитивная революция – еще один вклад в идеологию мейнстрима.
Когнитивизм и проблема возникновения языка.
Точка невозврата?.
Концепция генно-культурной коэволюции.
Инновации и рост культуры.
О чем речь пойдет в этой книге.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ У ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ ОБЕЗЬЯН, ГОМИНИН И РАННИХ ГОМИНИД.
Как это могло происходить?.
Об истоках социальности человека по данным приматологии.
Факты и гипотезы.
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.
Синдром шимпанзе.
Рождение каменной индустрии.
Могли ли пользоваться камнем австралопитеки?.
Где начало того конца, которым оканчивается начало?.
Через «технологию 2» к культуре ашеля.
На пути к освоению новых горизонтов.
Стойкость традиций и ростки нового.
Первые поселенцы удерживают свои позиции.
В мастерских среднего палеолита.
Неандертальцы европейские и азиатские.
Третий исход из Африки.
Неандертальцы держат паритет.
Что нового в верхнем палеолите?.
Некоторые общие положения.
ГЛАВА 3. НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ ЖИВ ЧЕЛОВЕК.
Истоки творчества.
По другую сторону Средиземного моря: мир неандертальцев.
Знаки на камне.
ГЛАВА 4. СОТВОРЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА.
Много ли сведения о размерах и строении мозга говорят нам об интеллектуальных возможностях его обладателя?.
Мозг и сознание: ложные аналогии.
Сознание индивидуальное и коллективное.
Анимизм – первая философская система.
Восприятие внешнего мира первобытным сознанием.
Заглянем в мир духов.
Под страхом допустить просчет.
Как обуздать нечистую силу.
Принцип сопричастности.
Умение и понимание.
Об умении мастеров каменной индустрии.
Тотемизм.
Причуды мифологической картины мира.
Ритуал.
Ритуалы жизненных переломов.
Ритуалы лечения.
Сначала было слово….
ГЛАВА 5. ЯЗЫК: ДРЕВО ПОЗНАНИЯ.
Немного об истоках языка.
Язык и речь.
Референция и категоризация.
Метафора как способ описания картины мира.
Люди видят мир через призму языка.
Теория лингвистической относительности.
Язык как инструмент познания мира.
ГЛАВА 6. РЕЧЬ И ЕЕ ПРОИЗВОДНЫЕ: СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ.
Язык как универсальная семиотическая матрица.
Звуковые суррогаты речи.
Суррогаты речи или ее разновидности?.
Об этнической специфике средств коммуникации.
Вторичное становление дополнительных средств коммуникации.
Коммуникация на расстоянии по оптическому каналу связи.
Речь, сохраненная для потомков.
ГЛАВА 7. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: ОХОТНИКИ-СОБИРАТЕЛИ.
Основные типы общественного устройства.
Охотники-собиратели.
Общие черты демографии и социального поведения.
Как они охотятся.
Семья.
Разнообразие форм брака.
Локальные группы как узлы социальной сети.
Об агрессии у охотников-собирателей.
ГЛАВА 8. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. СЕГМЕНТАРНЫЕ ОБЩЕСТВА, ПЕРЕШЕДШИЕ К ОСЕДЛОСТИ.
Постепенный переход к оседлости.
Снижение роли IR стратегии: первые шаги.
ГЛАВА 9. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. ЭГАЛИТАРЫЕ ТРИБАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА НА ПУТИ К СТАДИИ ЗРЕЛОСТИ.
Общества, основанные на конкурентном эгалитаризме.
Организация жилого пространства.
ГЛАВА 10. ЗРЕЛЫЕ ТРИБАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА. МИР И ВОЙНА.
Комплексный анализ межобщинных конфликтов в архаическом эгалитарном обществе.
Холистический анализ межобщинной враждебности у дани.
Разнообразие мотиваций насилия.
Охота за головами.
Дискуссии вокруг «свирепых» яномами.
ГЛАВА 11. НЕРАВЕНСТВО, ВЛАСТЬ, ГОСУДАРСТВО.
Цивилизация зернохранилищ.
Общества статификационные.
Кастовое расслоение в индуизме.
«Век толп».
ЭПИЛОГ.
БИБЛИОГРАФИЯ.
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН.
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ.
Купить .
Теги: учебник по философии :: философия :: Панов
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Утопия и философия, Желтикова И.В., 2021
- Познание мира, Основы философии, Карманов Н.Д., 2006
- Философская теология, Канон и вариативность, Шохин В.К., 2018
- Философия войны и мира, насилия и ненасилия, монография, Борисов С.Н., Боянич П., Варава В.В., 2019
- Философия сексуальности, Любимова Н., 2019
- Философия боли, Ветлесен А.Ю., 2010
- Дедуктивная и индуктивная логика, Минто В., 2002
- Эволюция сельской общины и обычного права Агула, XIX-начало XX века, Гасанов Г.Р., 2019