Системы мира и миры систем, Самсонов А.Л., 2009.
Что представляет собой мир больших систем – человеческой психики и общественного устройства, устройства живой природы и Вселенной в целом? Что служит рациональной основой представлений о ноосфере и устойчивом развитии, о роли свободы и случайности в развитии? На страницах этого сборника нашлось место понятиям вменяемости и ответственности, квантовой теории и теории относительности, математической двойственности и свойств памяти. Изложение свободно от математики, но желающие смогут найти формулы в приложении.
Для широкого круга читателей.
Может ли общество быть разумным?
Говоря о путях развития человечества, следует задуматься о том. в какой мере разумность присуща не только отдельному человеку, но и обществу в целом. Рассуждая об этом, за точку отсчета примем вопрос: что мы понимаем под разумностью человека?
Вновь обращаясь к творчеству Мамардашвили, находим: «человек - это существо, рождаемое вторым рождением», «человек есть искусственное существо, рождаемое не природой, а САМОрождаемое через культурно изобретенные устройства, такие как ритуалы, магия и т.д.». Философ подчеркивает, что рождение человеческого существа происходит за гранью биологии, в тот момент, когда происходит включение в крут искусственной природы, природы человеческого общения, устанавливающей между людьми не биологические связи, а духовные. Такие связи в виде тех или иных традиций, ритуалов, установлений поддерживают существование этого искусственного мира, не дают ему рассыпаться на инстинкты. САМОподдерживают мир человека - единственный мир. в котором человек может быть человеком, поскольку, как уже отмечалось, «предоставленный самому себе и незащищенный от самого себя, человек может только себя уничтожать, что он и делает всю историю».
Таким образом, установление связей между людьми, на которые потом наращиваются всё новые и новые связи, стягивающиеся в тугой клубок отношений, структурированных вокруг стержней, удерживающих общество. - это и есть тот процесс, который выделил человека как существо, поддерживающее свое пребывание в человеческом состоянии (и само свое существование) включенностью в систему общественных связей. Соответственно разумом скорее является некоторый процесс, который нуждается в непрерывном поддержании, чем некое сугубо специфическое свойство. Разум издавна отождествляется с символами горящего огня, света, который, как известно, существует только в движении, никогда не стоит на месте. В весьма отдаленные времена крут света у костра очертил полосу отчуждения между человеком и природой. Поддерживая огонь на протяжении многих тысяч лет. наши предки научились поддерживать самих себя в том состоянии, для которого этот огонь может быть полезен. И такое поддержание продолжается во всех институтах, порожденных человеческим обществом, прежде всего в системе воспитания человека другими людьми - родителями, близкими, учителями.
Купить - rtf .
Купить .
Теги: учебник по философии :: философия :: Самсонов
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- История философии, Запад Россия Восток, книга третья, Философия XIX-XX века, Шичалина Ю.А., 1999
- История философии, Запад-Россия-Восток, книга вторая, Философия XV-XIX века, Шичалина Ю.А., 1996
- История философии, Запад-Россия-Восток, книга первая, философия древности и средневековья, Шичалина Ю.А., 2000
- Сложные системы, Целостность, иерархия, идентичность, монография, Устюгов В.А., Кудашов В.И., Петров М.А., 2020
- Системное мышление, Левенчук А., 2018
- Философия с иллюстрациями, Миронов В.В., 2020
- Что такое нарратив, Маслов Е.С., 2020
- Лекции о метафизике, Хайдеггер М., 2010