Мировое дерево, Универсальные знаковые комплексы, том 2, Топоров В.Н., 2010

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «Литрес», если она у них есть в наличии, и потом ее скачать на их сайте.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Ссылки на файлы заблокированы по запросу правообладателей.

Links to files are blocked at the request of copyright holders.


Мировое дерево, Универсальные знаковые комплексы, Том 2, Топоров В.Н., 2010.

   В книге собраны работы разных лет, фундирующиеся вокруг темы мирового дерева. Эти работы, представляющие части обширного замысла, автор считал своим главным научным трудом.
Мировое дерево (arbor mundi, «космическое» древо) — мифопоэтический образ, воплощающий универсальную концепцию мира. Он засвидетельствован практически повсеместно в чистом виде или в вариантах — «древо жизни», «древо центра», «небесное древо», «шаманское древо», «древо познания» и т. п. В известном смысле мировое дерево является моделью культуры в целом.
Образ мирового дерева реконструируется на основе мифологических представлений, зафиксированных в словесных текстах разных жанров, памятниках изобразительного искусства, архитектурных сооружениях (прежде всего культовых), утвари, ритуальных действиях.
Впервые публикуются полные авторские версии статей для энциклопедии «Мифы народов мира».

Мировое дерево, Универсальные знаковые комплексы, Том 2, Топоров В.Н., 2010


О БРАХМАНЕ. К ИСТОКАМ КОНЦЕПЦИИ.
Здесь предстоит иметь дело не столько с определением этимологии слова и выяснением филиации значений комплекса brahman, хотя и то и другое так или иначе будет присутствовать в дальнейшем ходе изложения, сколько с попыткой связать древнеиндийское понятие brahman с архаической концепцией мирового древа и тем самым реконструировать материальное воплощение этого понятия, объясняющее, впрочем, и семантическую мотивацию языкового обозначения соответствующей «технической» конструкции.

Наиболее разработанную и завершенную форму концепция brahman'а получила в Упанишадах и далее — в сочинениях ряда религиозно-философских направлений, прежде всего в адвайта-веданте Шанкары и Рамануджи.

Здесь, если говорить в общем, под «брахманом» (brahman) понималось высшее объективное начало, из оплотнения которого возник мир со всем, что в нем находится; сам же брахман — вне времени и пространства, вне причинно-следственных отношений, вне субстанции; он свободен от качеств и действий, и поэтому его нельзя описать в терминах дифференциальных признаков; как реальность, внеположная проявленному (феноменальному) миру, брахман невыразим в положительных терминах и непостигаем в рамках какой бы то ни было логики — поэтому точнее всего он определяется апофатически (невидимый, неслышимый, немыслимый, непостигаемый, неизменяемый, не то и не это и т. д.), а постигается высшей религиозной интуицией, лежащей в основе интегрального опыта (anubhava). Понятие брахмана стало ядром одной из самых глубоких и умозрительных концепций с универсальной сферой применения.

ОГЛАВЛЕНИЕ.
О ритуале. Введение в проблематику.
О брахмане. К истокам концепции.
Др.-инд. vedi-: глубинный смысл и этимология.
Ритуальные истоки комплекса «знание — рождение».
О числовых моделях в архаичных текстах.
К реконструкции «загадочного» прототекста (о языке загадки).
«Второе» происхождение — загадка в ритуале (ведийская космологическая загадка типа brahmodya: структура, функция, происхождение).
О двух типах древнеиндийских текстов, трактующих отношение целостности-расчлененности и спасения.
К структуре AVX. 2: опыт толкования в свете ведийской антропологии.
Об одном классе символических текстов.
Об антропоцентрическом компоненте древневосточного искусства.
Др.-инд. prathama-: к реконструкции одного из вариантов индоевропейской концепции «первого».
Статьи для энциклопедии «Мифы народов мира».
Ашвамедха.
Ашваттха.
Гора.
Дерево жизни.
Дерево мировое.
Дерево познания.
Животные в мифах.
Изобразительное искусство и мифология.
Космологические представления и космогонические мифы.
Модель мира.
Пространство.
Растения.
Река.
Яйцо.
Статьи из книги «Прусский язык. Словарь».
brewinnimai.
debica.
drawine.
druktai.
druwis.
grandico.
Первые публикации статей.

Купить .
Дата публикации:






Теги: :: ::


Следующие учебники и книги:
Предыдущие статьи:


 


 

Книги, учебники, обучение по разделам




Не нашёл? Найди:





2024-12-24 17:31:54