Очередной сборник Центра славяно-германских исследований составлен по следам ежегодных круглых столов «Древняя Русь и германский мир в историко-филологической перспективе» и ряда докладов, обсуждавшихся на семинаре Центра. Первоначально семинар, как и круглые столы, были посвящены по преимуществу исторической семантике германских и древнерусских имен собственных. Позднее на заседаниях стали звучать доклады о средневековой агиографии, связанной с выбором имени, о древних прозвищах, о текстовых формулах и обряде заключении договоров, об этиологических легендах в средневековой историографии и о многом другом. Иными словами, история имени оказалась исключительно удобным трамплином для исследования культуры Средних веков и раннего Нового времени, исследования же историко-культурной проблематики были невозможны без привлечения собственно лингвистических данных, а также перевода и публикации источников. Это сложное переплетение и расширение тем отразилось в книге, предлагаемой вниманию читателей.
ИЗ ИСТОРИИ ИМЯНАРЕЧЕНИЯ.
ЗАПРЕТ НА ПОВТОРЕНИЕ ИМЕНИ ОТЦА ПРИ НАИМЕНОВАНИИ РЕБЕНКА.
У евреев бытует устойчивая традиция, запрещающая давать родившемуся ребенку имя отца или старшего родственника, если они живы. Напротив, принято давать имя отца в том случае, если он умер до рождения ребенка.
Это особенно заметно в Восточной Европе, где людей называют по имени и отчеству. Если у русских случаи, когда имя повторяет отчество (например, Иван Иванович и т. п.), достаточно обычны, то в еврейской среде такие наименования встречаются редко и несут определенную информацию: как правило, они говорят о том, что ребенок родился после смерти отца. Так, например, Игнатий Игнатьевич Бернштейн (1900-1978), издатель и писатель (писавший под псевдонимом Александр Ивич), младший брат Сергея Игнатьевича Бернштейна, известного филолога, был назван так потому, что отец его (инженер Игнатий Абрамович Бернштейн) погиб в Китае во время боксерского восстания, когда ребенок находился во чреве матери. Вот как рассказывает об этом дочь И.И. Бернштейна: «В Хабаровске Полина Самойловна [вдова И. А. Бернштейна] похоронила мужа и родила сына. Его нарекли также Игнатием, что еврейскими обычаями допускается лишь в том случае, если сын родился после смерти своего отца: у евреев новорожденным дают имена не “в честь”, а “в память”». Примеры такого рода могут быть умножены.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ИМЕНОСЛОВ
Anatoly Liberman
THE THEONYM WODAN ~ WUOTAN ~ ÖDINN
Б.А. Успенский
ИЗ ИСТОРИИ ИМЯНАРЕЧЕНИЯ: ЗАПРЕТ НА ПОВТОРЕНИЕ ИМЕНИ ОТЦА ПРИ НАИМЕНОВАНИИ РЕБЕНКА
И.А. Кравченко
НАРЕЧЕНИЕ ХРИСТИАНСКИМ ИМЕНЕМ
В ИСЛАНДИИ XI-XIV вв
А.Ф. Литвина, Ф.Б. Успенский
КНУТ ЛАВАРД, ПРИНЦ ДАТСКИЙ
Д.Г. Полонский
САМОУНИЧИЖИТЕЛЬНАЯ МОДИФИКАЦИЯ
ИМЕН «ИНОЗЕМЦЕВ» ПОД ПЕРОМ РУССКИХ ПРИКАЗНЫХ
КОНЦА XVI-XVII вв
ИСТОРИЯ ЯЗЫКА • ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Е.А. Мельникова ЗАЛОЖНИКИ И КЛЯТВЫ: ПРОЦЕДУРА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ С НОРМАННАМИ
Д.С. Николаев
ЛЕГЕНДА О ПРИЗВАНИИ ВАРЯГОВ И ПРОБЛЕМА ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ
В РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
Герлинда Нимейер
ПРОИСХОЖДЕНИЕ «ЖИТИЯ СВ. ВИЛЛЕХАДА»
(перевод с немецкого М.М. Сокольской, общая редакция В.В. Рыбакова)
С.Ю. Темчин
«СЕ НЕСТЬ УБИЙСТВО, НО СЫРОРЕЗАНИЕ»: АГИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ВИФЛЕЕМСКИХ МЛАДЕНЦЕВ
КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА БОРИСОГЛЕБСКОГО КУЛЬТА
С.М. Михеев
КОГДА БЫЛ ПОСТРОЕН СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ?
Ю. К. Кузьменко РУНИЧЕСКАЯ НАДПИСЬ
НА ДЕРЕВЯННОМ СТЕРЖНЕ ИЗ СТАРОЙ ЛАДОГИ
О. Тимофеева
АБСОЛЮТНЫЕ ПРИЧАСТНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В ПОЗДНЕДРЕВНЕАНГЛИЙСКИХ ПЕРЕВОДАХ БИБЛИИ
А.А. Королев
«СЛОВНО ЛУЧИСТОЕ СИЯЮЩЕЕ ВИДЕНИЕ»: ЕЩЕ РАЗ К ВОПРОСУ ОБ ИРЛАНДСКОЙ МИССИИ В ВЕЛИКОЙ МОРАВИИ
Н.А. Ганина
ОЦЕНКА ФАЛЬСИФИКАЦИИ: О СТАТУСЕ «ЗАПИСКИ ГОТСКОГО ТОПАРХА»
В КОРПУСЕ ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ КРЫМСКИХ готов
ТЕКСТЫ И КОММЕНТАРИИ ЖИТИЕ СВЯТОГО РИМБЕРТА
Предисловие, перевод и примечания В.В. Рыбакова
ПРЯДЬ ОБ ЭЙНДРИДИ И ЭРЛИНГЕ
Перевод, комментарии и послесловие Е.А. Гуревич
О НОВОМ ИЗДАНИИ СМОЛЕНСКО-РИЖСКИХ АКТОВ385
П. В. Петрухин
Рецензия на книгу: А. Иванов, А. Кузнецов. Смоленско-рижские акты: XIII в. -первая половина XIV в.: Документы комплекса Moscowitica - Ruthenica об отношениях Смоленска и Риги. - Рига: Латвийский государственный исторический архив; Латвийское общество архивистов; Институт исследования Латгалии Да-угавпилсского университета, 2009. 768 с., илл. (Исторические Источники, вып. 6) = A. Ivanovs, A. Kuzijecovs. Smojenskas-Rigas aktis: 13. gs.-14. gs. pirmä puse: Kompleksa Moscowitica -Ruthenica dokumenti par Smojenskas un Rigas attiedbäm. -Riga : Latvijas Valsts vestures arhivs; Latvijas Arivistu biedriba; Daugavpils Universitâtes Latgales pétniecibas instituts, 2009. 768.1pp., il. (Vestures Avoti, 6. sèj.).
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Именослов, история языка, история культуры, Успенский Ф.Б., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Теги: учебник по культурологии :: культурология :: Успенский
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- Демоны и грешники в древнерусской иконографии, Семиотика образа, Антонов Д.И., Майзульс М.Р., 2011
- Русские иконописцы, Григорьева Е.В., 2009
- Врачи, пациенты, читатели, Патографические тексты русской культуры, Богданов К.А., 2017
- Взаимопроникновение культур, Коран в русской поэзии, Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г., 2006
Предыдущие статьи:
- Этикет, Классическое руководство, Пост Э., 2005
- Мировая художественная культура, 11 класс, Емохонова Л.Г., 2013
- Семейная энциклопедия этикета, Белик Э.В., 2012
- Индейцы, Шпаковский В.О., 2012