Лекции по культурологии, Полищук В.И., 2014.
Издание является систематическим и развёрнутым изложением современных знаний о сложном и многообразном феномене культуры. Представлены основы теории и истории культуры как единого целого, а также перспективы её развития с авторской точки зрения. Структура пособия соответствует трём основополагающим вопросам о культуре: что такое культура (раздел I), как она возникла и каковы особенности различных культурных ареалов (раздел II), для чего она существует и каковы общие закономерности её развития (раздел III).
Слово «культура», его происхождение и употребление.
Слово «культура» появилось в латинском языке. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и учёные Древнего Рима. Оно обозначало действие по возделыванию, обработке чего-либо, Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234–149 до н.э.) написал трактат о земледелии, название которого по-латыни звучит примерно так: «агрикультура». Этот трактат посвящён не просто обработке земли, а уходу за участком, полем, что предполагает не только возделывание почвы, но ещё и особое –душевное – отношение к ней. Например, в книге даётся такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и не быть слишком расчётливым, а обойти приглянувшийся участок несколько раз, и через какое то время вновь осмотреть его. Если он будет по-прежнему нравиться, его стоит приобретать. Иными словами, участок должен быть хорош не только по цене или местоположению, но и быть по нраву, по душе. Катон выделил нравственный аспект в отношении человека к земле. Отсутствие нравственного, душевного отношения не принесёт желаемых результатов не только в земледелии, но и в любом другом деле.
Следовательно, слово «культура» ещё на первых порах употребления означало не только обработку, но и почитание, поклонение, служение, любовь. Не случайно ведь наряду с этим словом существует и родственное ему слово «культ».
Римляне употребляли слово «культура» с каким-нибудь объектом в родительном падеже: культура поведения, культура речи и т.п. Римский оратор и философ Цицерон (106–43 до н.э.) использовал этот термин в применении к духовности. Философию он считал культурой духа или ума. В основном все историки культуры сходятся на том, что подразумевается воздействие философии на ум с целью его обработки, воспитания, развития умственных способностей. Но если вспомнить Катона, можно обнаружить и иной смысл. Философия – это не только обработка или образование ума, но и его почитание, уважение и поклонение ему. И действительно: философия родилась из предпочтения духовного начала в человеке, из почтения к этому началу.
Купить .
Купить .
Теги: учебник по культурологии :: культурология :: Полищук
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Русские народные праздники, Михеева Л.Н., 2007
- Культурология, Кучина А.В., 2016
- Средневековая интеллектуальная культура, Шишков А.М., 2003
- Русская свадьба, Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге, Тарногский район Вологодской области, Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И., 1985
- Современный этикет, Шека А.А., 2011
- Культурология, Закутнов О.И., 2016
- Мифология, Котерелл А., 1997
- Основы духовно-нравственной культуры народов России, Основы религиозных культур и светской этики, Основы светской этики, 4-5 класс, часть 2, Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И., 2015