История немецкой литературы XVIII века, Синило Г.В., 2012.
В учебном пособии излагается история немецкой литературы XVIII в. в контексте европейской культуры и литературы. Преимущественное внимание уделяется немецкому Просвещению, его философским, эстетическим, литературным поискам, его наиболее репрезентативным фигурам. Материал изложен в ракурсе жанрово-стилевой динамики немецкой литературы, не только в соответствии с хронологическим принципом, но и логикой развития основных родов литературы. По-новому, с учетом последних научных данных, представлены основные художественные направления XVIII в. (просветительский классицизм, рококо, сентиментализм) и их преломление в немецкой литературе этой эпохи.
Предназначено для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по специальностям «Культурология» и «Романо-германская филология».
ОСНОВНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ XVIII в.
Художественная парадигма XVIII в. отличается чрезвычайной сложностью и многообразием, прихотливым взаимодействием различных художественных (в том числе и литературных) направлений, часть из которых была получена в наследство от XVII в., что еще раз подтверждает невозможность резкого разрыва между эпохами, контрастного их противопоставления. Новое всегда вырастает из старого, постепенно рождается в нем, и если даже оно ведет полемику со старым, то неизбежно учитывает и переосмысливает его опыт. Старое же чаше всего претерпевает трансформацию, как это случилось с барокко и классицизмом, которые не только продолжили развитие в прежнем виде, но и видоизменились в свете просветительского мировоззрения. К ним прибавились художественные направления и стили, порожденные самим Просвещением.
Долгое время в наших учебниках и учебных пособиях господствовала слишком ясная и примитивная схема генезиса и эволюции художественных направлений в эпоху XVIII в.: в первой половине века развивались просветительский классицизм и просветительский реализм, во второй половине — сентиментализм, который якобы родился в результате переосмысления основных положений Просвещения и критиковал их. Таким образом, сентиментализм по сути дела выводился за рамки Просвещения. Кроме того, в конце века появился преромантизм, проложивший дорогу романтизму, и он также находился в резкой оппозиции к просветительской идеологии (при этом часть исследователей отождествляла преромантизм и сентиментализм, а часть полагала, что первого и вовсе не было). Все это дополнялось резкой поляризацией двух половин века: в первой господствовал разум, во второй — чувство, взаимоисключающие друг друга.
Такая схема оказывается чрезвычайно далекой от истинного положения вещей, от взгляда современных исследователей культуры и литературы XVIII в. Весьма сомнительно противопоставление разума и чувства, которые, скорее, предполагают друг друга, равно как сомнительно и то, что существование просветительского классицизма завершилось к середине века, а сентиментализма — началось с его середины. Очевидно, что оба направления развивались на протяжении всей эпохи, хотя просветительский классицизм сложился раньше, а сентиментализм был особенно ярок во второй половине столетия.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. XVIII век как историко-культурная эпоха. Просвещение как главный культурный феномен эпохи
2. Основные художественные направления XVIII в
3. Специфика социокультурной ситуации и литературного процесса в Германии XVIII в
НЕМЕЦКАЯ ПОЭЗИЯ XVIII ВЕКА
1. Поэзия на рубеже XVII—XVIII вв. (1680-1720)
Иоганн Кристиан Гюнтер
2. Поэзия 1720-30-х гг.
Бартольд Хинрих Броккес
Фридрих фон Хагедорн
Альбрехт Галлер
Спор между И. К. Готшедом и «швейцарцами» о путях развития поэзии
3. Поэзия Зрелого Просвещения (1750-1770)
Кристиан Фюрхтеготт Геллерт
Фридрих Готлиб Клопшток
4. Поэзия Позднего Просвещения (1770-1810)
Кристоф Мартин Виланд
Эстетика Иоганна Готфрида Гердера и штюрмерская поэзия
Фридрих Шиллер
Фридрих Гёльдерлин
НЕМЕЦКАЯ ПРОЗА XVIII ВЕКА
1. Публицистика, философская и художественная проза первого этапа Раннего Просвещения (1680-1720)
Философская проза и публицистика: Готфрид Вильгельм Лейбниц, Кристиан Томазиус, Кристиан Вольф
Немецкий роман на рубеже XVII—XVIII вв.: Кристиан Рейтер, Кристиан Вейзе
2. Публицистика, литературная критика и художественная проза второго («готшедовского») этапа Раннего Просвещения (1720-1750)
Иоганн Кристоф Готшед и полемика с ним «швейцарцев»
Развитие жанра памфлета. Становление сатирического, утопического и морально-дидактического романа: Кристиан Людвиг Лисков, Готлиб Вильгельм Рабенер, Иоганн Готфрид Шнабель, Кристиан Фюрхтеготт Геллерт
3. Философско-эстетическая проза Зрелого Просвещения (1750-1770)
Иоганн Иоахим Винкельман
Готхольд Эфраим Лессинг
Кристоф Мартин Виланд
4. Проза позднего этапа немецкого Просвещения (1770-1800)
Штюрмерская проза
Основные тенденции развития художественной, исторической и философской прозы 1780-90-х гг.
НЕМЕЦКАЯ ДРАМАТУРГИЯ XVIII ВЕКА
1. Драматургия Раннего Просвещения (1680-1750)
Драма на рубеже XVII-XVIII вв.: Кристиан Рейтер и Кристиан Вейзе
Театральная реформа Иоганна Кристофа Готшеда и становление просветительского театра
«Трогательная» комедия Кристиана Фюрхтеготта Геллерта и утверждение чувствительности на немецкой сцене
2. Драматургия Готхольда Эфраима Лессинга как вершина Зрелого Просвещения (1750-1780)
Творческий путь Г. Э. Лессинга
Особенности драматургической концепции Г.Э. Лессинга
«Бюргерская трагедия» и «бюргерская комедия» в творчестве Г.Э. Лессинга
Философская драма «Натан Мудрый» как духовное завещание Г.Э. Лессинга
3. Драматургия Позднего Просвещения (1770-1810)
Штюрмерская драматургия
Драматургия Фридриха Шиллера: от штюрмерства к «веймарскому классицизму»
Мещанская драма на немецкой сцене 1780-90-х гг.
Философская трагедия Фридриха Гёльдерлина «Смерть Эмпедокла»
ТВОРЧЕСТВО ИОГАННА ВОЛЬФГАНГА ГЁТЕ КАК СИНТЕЗ И ВЕРШИНА НЕМЕЦКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
1. Молодой Гёте: начало творческого пути и штюрмерский период
Становление поэта
Лирика штюрмерского периода
Роман «Страдания юного Вертера»
2. Гёте в Веймаре
Лирика первого веймарского десятилетия
Бегство в Италию и становление «веймарского классицизма»
Эпоха художественного универсализма
3. Художественный космос «Фауста»
История создания «Фауста». Источники сюжета. Специфика жанра и композиции. Функции прологов
«Малый мир» «Фауста»: проблематика и поэтика I части
«Большой мир» «Фауста»: проблематика и поэтика II части
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Купить .
Теги: учебник по культурологии :: культурология :: Синило
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- История и теория праздников, Лазарева Л.Н., 2010
- Основы духовно-нравственной культуры народов России, Основы религиозных культур и светской этики, Основы православной культуры, 4-5 класс, Кураев А.В., 2012
- Семейная жизнь японцев, Латышев И.А., 1985
- Жемчужины китайской фразеологии, Корнилов О.А., 2005
- Теория кино, От Эйзенштейна до Тарковского, Фрейлих С.И., 2013
- Культурология, структурно-логические схемы, Хоруженко К.М., 2003
- Культурология, Бахмин В.И., Бергер Я.М., 1999
- ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ, УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ, МАСЛОВА В.А., 2001