Матрица Апокалипсиса, Последний закат Европы, Бодрийяр Ж., 2015.
В фильме «Матрица» один из его героев (Нео) читает книгу французского философа Жана Бодрийяра. С помощью этой книги Нео пытается понять, где реальность, а где матрица реального мира.
Внимание создателей этого фильма к произведениям Бодрийяра не случайно: его называли «гуру» постмодерна, он ввел понятие гиперреальности («матрицы») для обозначения процессов, происходящих в мире. По мнению Бодрийяра, западный мир утратил чувство реальности, он движется к Апокалипсису, когда последним бастионом становится смерть - на ней основана в наше время любая власть и экономика. Еще один французский философ - Эмиль Мишель Сиоран -согласен с Бодрийяром в том, что европейская цивилизация переживает глубокий кризис, но пытается шутить на краю пропасти. С мрачным юмором Сиоран оценивает настоящее и будущее Европы, общества, европейского человека. В книге, представленной вашему вниманию, собраны наиболее значительные произведения этих двух выдающихся мыслителей XX столетия.
Пучина, в которой исчезает смысл. Следовательно, исчезает информация.
К эким бы ни было ее содержание - политическим, педагогическим, культурным, - именно она обязана передавать смысл, удерживать массы в поле смысла. Бесконечные морализаторские призывы к информированию: гарантировать массам высокую степень осведомленности, обеспечить им полноценную социализацию, повысить их культурный уровень и т. д. - диктуются исключительно логикой производства здравомыслия. В этих призывах, однако, нет никакого толка: рациональная коммуникация и массы несовместимы. Массам преподносят смысл, а они жаждут зрелища. Убедить их в необходимости серьезного подхода к содержанию или хотя бы к коду сообщения не удалось никакими усилиями. Массам вручают послания, а они интересуются лишь знаковостью. Массы - это те, кто ослеплен игрой символов и порабощен стереотипами, это те, кто воспримет все что угодно, лишь бы это оказалось зрелищным. Не приемлют массы лишь «диалектику» смысла. И утверждать, что относительно него кто-то вводит их в заблуждение, нет никаких оснований. Для производителей смысла такое во всех отношениях далекое от истины предположение, конечно, удобно: предоставленные сами себе массы якобы все же стремятся к естественному свету разума.
В действительности, однако, все обстоит как раз наоборот: именно будучи «свободными», они и противопоставляют свой отказ от смысла и жажду зрелищ диктату здравомыслия. Этого принудительного просвечивания, этого политического давления они опасаются, как смерти.
Они чувствуют, что за полной гегемонией смысла стоит террор схематизации, и, насколько могут, сопротивляются ему, переводя все артикулированные дискурсы в плоскость иррационального и безосновного, туда, где никакие знаки смыслом уже не обладают и где любой из них тратит свои силы на то, чтобы завораживать и околдовывать, - в плоскость зрелищного.
Купить .
Теги: фантастика :: Бодрийяр
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Мир фантастики, 100 главных фантастических книг, 2019
- Тайны внеземных цивилизаций, Реутов С., 2015
- Приключения Электроника, Велтистов Е.С., 1986
- Беседы о научной фантастике, Гуревич Г.И., 1991
- Центр Мироздания, Салли Альтшулер
- Русская фантастика, 2011
- Кто мы? Зачем мы? Опыт трансперсонального восприятия, Головачев В.В., Головачева З.В., 2006
- Хроники Ехо 2, Властелин Морморы, Макс Фрай, 2006