СПИНОЗА И ПРОБЛЕМА ВЫРАЖЕНИЯ, Жиль Делёз, 2014.
Крупнейший философ XX века Жиль Делёз снискал себе славу виртуозного интерпретатора и деконструктора текстов, составляющих «золотой фонд» мировой философии. Вниманию читателей предлагается перевод одного из главных историко-философских произведений Делёза, посвященного творчеству великого философа — Спинозе. Нетрадиционное прочтение спинозистских текстов позволяет не только по-новому взглянуть на творчество нидерландского мыслителя, но и глубже проникнуть в весьма непростой понятийный аппарат философствования самого Делёза, а также полнее ощутить то, что Лиотар в свое время назвал «состоянием постмодерна». Книга рассчитана на философов, культурологов, преподавателей вузов, аспирантов и студентов, а также всех, кто интересуется современной философской мыслью
Глава I. Числовое различие и реальное различие.
Выражение предстает как триада. Нам следует различать субстанцию, атрибуты и сущность. Субстанция выражается, атрибуты — это выражения, а сущность — выраженное. Идея выражения остается неумопостигаемой до тех пор, пока мы усматриваем только два термина в отношении, каковое она представляет. Мы смешиваем субстанцию и атрибут, атрибут и сущность, сущность и субстанцию постольку, поскольку не способны принять во внимание наличие и посредничество третьего термина. Субстанция и атрибут различаются, но лишь постольку, поскольку каждый атрибут выражает определенную сущность. Атрибут и сущность различаются, но лишь постольку, поскольку каждая сущность выражается как сущность субстанции, а не атрибута. Здесь манифестируется оригинальность понятия [concept] выражения: сущность — поскольку она существует — не существует вне выражающего ее атрибута; но постольку, поскольку она — сущность, она относится именно к субстанции. Сущность выражается каждым атрибутом, но как сущность самой субстанции. Бесконечные сущности различаются в атрибутах, в коих они существуют, но идентифицируются в субстанции, к которой относятся. Мы всегда сталкиваемся с необходимостью различать три термина: субстанция, которая выражается; атрибут, который ее выражает; и сущность, являющаяся выраженным.
Оглавление
Введение: роль и важность выражения.6
Важность слова «выражать» у Спинозы. Его тройственная разработка: выражать некую сущность, выражать конкретную сущность, выражать существование. — Выразительный характер атрибута, модуса и идеи. — Выражать: развертывать, или развивать; имплицировать, или свертывать; усложнять, содержать или понимать. — Лейбниц и Спиноза принимают в расчет идею выражения, дабы преодолеть трудности картезианства. — Почему комментаторы почти не поддерживали идею выражения у Спинозы. — Почему идея выражения у Спинозы не является ни объектом определения, ни объектом доказательства. Выражение и доказательство.
Часть первая: триады субстанции
ГЛАВА I: Числовое различие и реальное различие.
Выражение как триада. Первая триада выражения: субстанция, атрибут, сущность.
Проблема различий у Декарта. — По Декарту существуют субстанции с одним и тем же атрибутом: числовые различия реальны. — И существуют субстанции с разными атрибутами: реальные различия являются числовыми. — Теория Спинозы: не бывает несколько субстанций с одним и тем же атрибутом, числовое различие никогда не является реальным. — Следствие: реальное различие никогда не является числовым. Не бывает несколько субстанций, соответствующих разным атрибутам. — У восьми первых теорем Этики не просто гипотетический смысл. Генезис или конституция субстанции.
Противостояние Спинозы и Декарта с точки зрения теории различия. Значение реального различия у Спинозы.
ГЛАВА II: Атрибут как выражение.
Статус атрибута и его выразительный характер. Тексты Краткого трактата. Проблема божественных имен. — Атрибут, атрибутирование и качество. — Атрибуты суть общие формы в Боге и в «творениях». — Почему такой тезис нисколько не отменяет сущностное различие между Богом и вещами. — Спиноза, сторонник однозначности: против двусмысленности, против эминенции, против аналогии. — Однозначность атрибутов и божественные имена. Оппозиция атрибутов и свойств. — Три вида свойств. — Свойства не явля-
ются выразительными.
ГЛАВА III: Атрибуты и божественные имена.
Негативная теология и метод аналогии. — Одно и другое подразумевают смешивание атрибутов со свойствами. Смешивание природы Бога с простыми свойствами, смешивание выражения с «откровением». — Почему такие смешивания постоянны в теологии. — Оппозиции знака и выражения. — Выразительные имена и императивные слова. — Атрибуты как чистые утверждения. — Реальное различие и утверждение.
Как разнообразные «выражения» обозначают одну и ту же вещь. Логика смысла. — Позитивная теология и однозначность. — Формальное различие по Дунсу Скоту и реальное различие по Спинозе. — От однозначности к имманентности.
ГЛАВА IV: Абсолют.
Равенство атрибутов. — Бесконечно совершенное и абсолютно бесконечное. Бесконечно совершенное как «нерв» картезианских доказательств существования Бога. — Смысл возражений, выдвигаемых против онтологического доказательства Декарта. — Лейбниц и Спиноза: недостаточность бесконечно совершенного. — Спиноза: абсолютно бесконечное как основание бесконечно совершенного. — Онтологическое доказательство у Спинозы; план начала Этики. — Различия между Кратким трактатом и Этикой.
— Лейбниц и Спиноза с точки зрения онтологического доказательства. — Определение 6 является реальным определением.
Вторая триада выражения: совершенное, бесконечное, абсолютное.
ГЛАВА V: Способность.
Декарт, обвиняемый в быстроте или легкости. — Формулировка апостериорного доказательства у Декарта: понятие «легкого». — Количество реальности или совершенства как нерв апостериорного доказательства у Декарта.
— Недостаточность количества реальности: способность как основание. Апостериорное доказательство в Кратком трактате. — Формирование аргумента способности. — Две способности: мыслить и знать, существовать и действовать. — Апостериорное доказательство в Этике: способность существовать, непосредственно рассматриваемое.
Атрибуты: условия, при которых мы приписываем чему-либо способности.
— Случай абсолютно бесконечной субстанции, случай конечного существа.
— Способность и сущность. — Вещи являются модусами, то есть обладают способностью.
Способность и потенция испытывать аффекты. — Третья триада выражения: сущность как способность, то, чьей сущностью она является, потенция испытывать аффекты.
Часть вторая: Параллелизм и имманентность
ГЛАВА VI: Выражение в параллелизме
Производство как пере-выражение. — Бог производит так, как он постигает себя, Бог производит так, как он существует. — Однозначность причины: Бог есть причина всех вещей в том же смысле, что и причина самого себя. — Против аналогии. Логика смысла и пере-выражение.
Порядок производства. — Исключение реальной каузальности между разными модусами атрибута. — Параллелизм: тождество порядка, тождество соединения, тождество бытия. — Тождество соединения и принцип равенства. — Тождество бытия: модус и модификация. — Новая триада выражения: атрибут, модус и изменение.
ГЛАВА VII: Две способности и идея Бога.
Сложность доказательства параллелизма: идея и ее объект. — Эпистемологический параллелизм и онтологический параллелизм.
Любая идея чему-то соответствует: влияние Аристотеля. — Любая вещь соответствует некой идее. — Почему Бог необходимо постигает себя. — «Необходимость» идеи Бога. — Способность мыслить необходимо равна способности существовать и действовать. Две способности и их равенство. — Различие способности и атрибута. —
Атрибуты и способность существовать. — Атрибут мышления и способность мыслить. — Исток «преимуществ» атрибута мышления. «Возможность» идеи Бога. — Почему конечный ум является продуктом. — Три преимущества атрибута мышления.
Почему было необходимо проходить через эпистемологический параллелизм. — Одна лишь идея Бога позволяет заключать от единства субстанции к единству какой-либо модификации. Перенос выражения.
ГЛАВА VIII: Выражение и идея.
Первый аспект метода, формальное или рефлексивное: идея идеи; идея, развертываемая нашей способностью понимать. — Форма и рефлексия. Переход ко второму аспекту. — Второй аспект метода, материальное или генетическое: содержание истинной идеи; адекватная идея; идея, выражающая свою собственную причину. — Адекватная идея и генетическое определение. — Роль фикции. — Как генезис ведет нас к идее Бога. — Переход к третьему аспекту: достичь как можно быстрее идеи Бога. — Третий аспект метода: единство формы и содержания, духовный автомат, конкатенация. — Выражение и репрезентация.
Материальное определение и формальное определение истины. — Выражение, адекватная идея и рефлексивная идея. — Адекватная характеристика идеи Бога.
ГЛАВА IX; Неадекватное.
Как мы «обладаем» идеями. — Условия, при которых мы обладаем идеями, не позволяют, по-видимому, этим идеям быть адекватными. — В каком смысле «свертывать» противопоставляется «выражать». — Неадекватная идея является невыразительной. — Проблема Спинозы: как мы доходим до того, что обладаем адекватными идеями? — Нечто позитивное в неадекватной идее. Недостаточность ясного и отчетливого. — Ясное и отчетливое служат только узнаванию. — Они пренебрегают достаточным основанием. — Декарт останавливается на репрезентативном содержании, он не достигает выразительного содержания идеи. Он останавливается на форме психологического сознания, он не достигает логической формы. — Ясное и отчетливое позволяют избегать сущности и причины. — Лейбниц и Спиноза с точки зрения критики ясной и отчетливой идеи.
ГЛАВА X: Спиноза против Декарта.126
В каком смысле метод Декарта является аналитическим. — Недостаточность такого метода согласно Спинозе. — Синтетический метод. — Аристотель и Спиноза: познавать через причину. — Как познается сама причина. Бог как причина самого себя по Декарту: двусмысленность, имманентность, аналогия. — Бог как причина самого себя по Спинозе: однозначность. — Однозначность и имманентность. — Картезианские аксиомы и их трансформация у Спинозы.
ГЛАВА XI: Имманентность и исторические элементы выражения.
Проблема участия в неоплатонизме. — Дар и эманация. — Двойное различие между эманативной причиной и имманентной причиной. Как в неоплатонизме имманентная причина присоединяется к эманативной причине: бытие или ум. — Complicare-explicare. — Имманентность и принцип равенства. — Идея выражения в эманации. — Идея выражения в творении: выражение и подобие. — Как в теории творения имманентная причина присоединяется к образцовой причине.
Выражение, согласно Спинозе, перестает подчиняться гипотезам творения и эманации. — Оппозиция выражения и знака. — Имманентность: различие и однозначность атрибутов. — Спинозистская теория иерархии. — Выражение и различные смыслы принципа равенства.
Часть третья: Теория конечного модуса
ГЛАВА XII: Сущность модуса: переход от бесконечного к конченному.
Смыслы слова «часть». — Качество, количество, интенсивное и экстенсивное количество. — Два бесконечных модуса в письме к Мейеру. Сущность модуса как физическая реальность: степень способности или интенсивное количество. — Статус несуществующего модуса. — Сущность и существование. — Сущность и существование сущности. — Проблема различия сущностей модусов. — Теория различия или количественной дифференциации. — Производство сущностей: сущность модуса и усложнение. Количественное выражение.
ГЛАВА XIII: Существование модуса.
В чем состоит существование модуса: существование и экстенсивные части. — Экстенсивное количество, вторая форма количества. — Различие между количеством и числом. — Простые тела. — Не стоит искать сущности, соответствующие самым простым телам.
Первая триада выражения в конечном модусе: сущность, характерная связность, экстенсивные части. — Законы композиции и разложения связностей. Смысл различия между сущностью и существованием модуса. — Проблема различия существующих модусов. — Как существующий модус внешним образом отличается от атрибута. — Существующий модус и развертывание.
ГЛАВА XIV: Что может тело?.
Вторая триада выражения в конечном модусе: сущность, потенция испытывать аффекты, аффективные состояния, заполняющие такую потенцию. — Аффективные состояния субстанции и аффективные состояния модуса. — Активные аффективные состояния и пассивные аффективные состояния. — Аффекты, или чувства. — Мы, по-видимому, обречены на неадекватные идеи и на пассивные чувства. — Экзистенциальные вариации конечного модуса. — Активная сила и пассивная сила у Лейбница, способность действовать и способность страдать у Спинозы. — В чем способность действовать является единственно положительной и реальной. — Физическое вдохновение: наша потенция испытывать аффекты всегда заполнена. — Этическое вдохновение: мы отделены от того, что мы можем.
Критика спинозизма со стороны Лейбница, двойственный характер такой критики. — То, что является общим у Лейбница и у Спинозы: проект нового натурализма, против Декарта. — Три уровня у Лейбница и у Спинозы. — Подлинное противостояние Лейбница и Спинозы: conatus. — Аффективное состояние как детерминация conatusa. — В каком смысле страсть отделяет нас от того, что мы можем. — Выразительная природа: финалистский натурализм или натурализм без конечной цели?
ГЛАВА XV: Три порядка и проблема зла.
Fades totius universi. — В каком смысле две связности могут не скомпоноваться. — Три порядка, соответствующие триаде модуса: порядок сущностей, порядок связностей, порядок встреч. — Важность темы непредвиденной встречи у Спинозы.
Встреча между телами, чьи связности скомпоновались. — Увеличивать способность действовать, или помогать ей. — Как различие радостных и грустных страстей собирается присоединиться к различию между активными и пассивными аффективное состояниями. — Встреча между телами, чьи связности не скомпоновались. — Грустная страсть и состояние природы. — Как мы приходим к тому, чтобы испытывать радостные страсти? Ни добра, ни зла, но хорошее и дурное. — Зло как дурная встреча или разложение связности. — Метафора отравления. — В порядке связностей никогда не бывает зла; первая ошибка Блейенберга. — В порядке сущности никогда не бывает зла: вторая ошибка Блейенберга. — Зло и порядок встреч; пример слепца и третья ошибка Блейенберга.
Смысл тезиса: зло есть ничто. — Замена морального противостояния на этическое различие.
ГЛАВА XVI: Этическое видение мира
Принцип обратной связи действия и страсти в душе и в теле. — Противостояние Спинозы этому принципу: практическое значение параллелизма. Естественное право: власть и право. — Четыре оппозиции естественного права и древнего естественного закона. — Состояние природы и случай встреч. — Разум в своем первом аспекте: усилие, чтобы организовывать встречи. — Этическое различие: разумный, свободный или сильный человек. — Адам. — Состояние природы и разум. — Необходимость некой инстанции, благоприятствующей усилию разума. — Город: различия и сходства между гражданским состоянием и состоянием разума. Этика ставит проблемы в терминах потенции и способности. — Оппозиция этики и морали. — Идти до конца в том, что мы можем. — Практическое значение философии. — Разоблачать грусть и ее причины. — Утверждение и радость.
ГЛАВА XVII: Общие понятия.
Первый вопрос: Как мы приходим к тому, чтобы испытывать максимум радостных страстей? — Второй вопрос: Как мы приходим к тому, чтобы испытывать активные аффективные состояния? — Пассивная радость и активная радость.
Соответствие тел, композиция связностей и общность композиции. — Более или менее общие точки зрения. — Общие понятия: их вариации согласно их всеобщности. — Общие понятия являются всеобщими, а не абстрактными идеями. — Критика абстрактной идеи. — От Спинозы к Жоффруа Сент-Илеру. — Общие понятия необходимо адекватны. — Ответ на вопрос: Как мы доходим до формирования адекватных идей? — Общее понятие и выражение. Порядок формирования общих понятий идет от менее общих к более общим. — Пассивная радость приводит нас к формированию общего понятия. — Разум в своем втором аспекте: формирование общих понятий. — Практический смысл общего понятия: сообщать нам активные радости. — Как, начиная с менее общих понятий, мы формируем более общие. — Постигать неизбежную грусть.
ГЛАВА XVIII: К третьему роду.
Сложность первого рода познания: состояние природы, гражданское состояние, состояние религии. — Знаки и первый род.
Второй род и состояние разума. — Применение общих понятий к существующим модусам. — Общие понятия так открытие Этики. Предчувствия в Кратком трактате. — Гармония между первым родом познания и вторым.
— Гармония разума и воображения.
Общие понятия как условия нашего познания. — От общих понятий к идее Бога: в каком смысле она применяется ко второму роду, в каком смысле она заставляет нас переходить к третьему. — Общие понятия и общие формы.
— Третий род и порядок сущностей.
ГЛАВА XIX: Блаженство.
Три детерминации третьего рода. — Активные радости третьего рода. Различие между активной радостью третьего рода и активной радостью второго. — Идея нас самих. — Побочные аффективные состояния и врожденные аффективные состояния. — Врожденное второго рода и врожденное третьего рода. — Бог второго рода и Бог третьего рода. — Третий род и выражение.
Как мы достигаем третьего рода в ходе нашего существования. — Пределы такого доступа. — Против математической и идеалистической интерпретаций сущности. — Различие по природе между длительностью и вечностью: критика понятия бессмертия. — Смерть. — Аффективные состояния третьего рода полностью заполняют нашу потенцию испытывать аффекты только после смерти. — В каком смысле существование является испытанием: идея спасения у Спинозы. — Интенсивная часть и экстенсивная часть: их соотносительная значимость с точки зрения выражения. Стать выразительным.
Заключение: Теория выражения у Лейбница и Спинозы (экспрессионизм е философии).
Выражать: быть, познавать, действовать или производить. — Исторический смысл этого понятия. — Смысл, придаваемый ему Лейбницем и Спинозой: тройной аспект реакции против Декарта. — Различие Лейбниц-Спиноза: двусмысленные выражения и аналогия, однозначные выражения и однозначность. — Три фигуры Однозначного по Спинозе. — Парадокс выражения: выраженное.
Приложение: Формальный очерк плана Этики и роль схолий в осуществлении этого плана.
Послесловие переводчика: От управления аффектами к
СЛОЖНОСТНОМу МЫШЛЕНИЮ.
Купить .
Теги: Жиль Делёз :: Спиноза :: 2014
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Учение, Книга о философии образования в буддизме, В цитатах, примерах и размышлениях, Кожевникова М.Н., 2014
- Сочинения на немецком и русском языках, Трактаты и статьи, 1784-1796, том 1, Кант И., 1993
- Махабхарата, Философские тексты, 1983
- Марксизм и интепретация культуры, Джеймисон Ф., 2014
- Между прошлым и будущим, Восемь упражнений в политической мысли, Арендт Х., 2014
- Социальная философия в непопулярном изложении, Фуре В., 2006
- Идеализм Иммануила Канта, Васильева М.Ю., 2011
- Природа информации, философский очерк, Урсул А.Д., 2010