Предлагаемая книга представляет собой первую в нашей стране систематизацию этики во всем разнообразии ее важнейших философско-культурных традиций и исторических эпох. Предметом рассмотрения в ней является философская этика. Этические учения распределены авторами по основным философским самостоятельным культурным регионам (Китай, Индия, арабо-мусульманский мир, Европа, Россия), а внутри регионов - по школам и этапам развития, что составляет структуру книги.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Философия".
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК СУПЕРЭТИКА.
Из трех главных и древнейших философских традиций: европейской, индийской и китайской - первая и последняя в наибольшей степени отличны друг от друга. Одним из определяющих специфику китайской философии качеств является ее универсальная этизированность, т.е. не просто превалирование этической проблематики, но и последовательное рассмотрение всех основных философских тем с точки зрения морали, стремление к созданию целостного антропоцентричного мировоззрения в виде своеобразной "моральной метафизики".
В научной литературе специфическая этизированность традиционной китайской философии общепризнана. В этом смысле ценностно-нормативный характер последней очевиден и хорошо изучен. Но обычно под этизированностью тут понимается абсолютное преобладание этической проблематики, что далеко не исчерпывает глубокого содержания данной характеристики.
Сфера этического для китайских философов всегда была не только наиболее важной, но и предельно широкой. В традиционной китайской культуре предмет этики оставался неотделимым от синкретического комплекса норм и ценностей этикета, ритуала, обрядов, обычаев, неписаного права и т. п.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
Раздел первый. Китай 7
Глава I. Китайская философия как суперэтика 7
Глава II. Четыре главные этические программы 12
§1. Конфуцианство (жу цзя): этика ритуальной благопристойности и человеколюбивого самосовершенствования 12
§2. Даосизм (дао цзя): индивидуалистический натурализм - этика природосообразного недеяния 17
§3. Моизм (мо цзя): религиозно-популистский утилитаризм - этика объединяющей любви и взаимной пользы 22
§4. Легизм (фа цзя): законнический этатизм - этика тотальной власти 26
Глава III. Категориальные основы китайской этики 32
§1. Категория "благопристойность" (ли3) как единство этики и ритуала 32
§2. Категория "благодать" (дэ): магическая сила и моральный императив 38
§3. Категории "путь" (дао), "орудийные предметы" (ли2) и "великий предел" (тай цзи): синергия неба и человека в благом абсолюте
§4. Категория "гуманность" (жэнь1): любовь к людям и гармония мира 67
§5. Категория "должная справедливость" (и): бескорыстная ответственность и соответствие смыслу 70
Глава IV. Конфуцианская антропология 75
§1. Концепция природы человека от Конфуция до Хань Юя 75
§2. Концепции природы и чувственности от Сюнь-цзы до Чжу Си 87
§3. Концепция природы и чувственности, выработанная Ван Янмином 93
§4. Эволюционная преемственность представлений о человеческой природе в конфуцианстве и категория "предопределение" (мин)
Литература 106
Раздел второй. Древняя и средневековая Индия 109
Глава I. Предварительные понятия 109
§1. "Ценности", блага и цели 110
§2. Границы этического 122
§3. Оценки "извне" и "изнутри" 125
Глава II. Этическая дидактика 130
§1. Аретология индийских религий 130
§2. Моральные нормы совершенства 139
§3. Моралистическая афористика и "наглядная проповедь" 154
§4. Этика и индийские пути к "освобождению" 166
Глава III. Этическое теоретизирование 174
§1. Дискуссионное пространство эпохи первых философов 174
§2. Философия нравственности и безнравственности шраманского периода 179
§3. Философская этика буддистов и мимансаков 187
§4. Индия и современная философская этика 198
Литература 203
Раздел третий. Классическая арабо-мусульманская мысль 204
Глава I. Этика в арабо-мусульманской культуре 204
§1. Понятия "мусульманская этика" и "этика в мусульманских обществах" 204
§2. Соотношение этики и права в арабо-мусульманской культуре 211
§3. Системообразующие принципы мусульманской этики 215
Глава II. Намерение-и-действие как предмет мусульманской этики 216
§1. Предмет мусульманской этики. Намерение и действие 216
§2. Правильность намерения-и-действия 222
§3. Основные классификации намерений-и-действий в мусульманской этике 223
Глава III. Благо и зло. Утилитаристская классификация намерений-и-действий 224
§1. Понимание блага и зла в мусульманской этике 224
§2. Утилитаристская классификация намерений-и-действий 236
Глава IV Пригодность. Апроприаторная классификация намерений-и-действий 239
§1. Апроприаторная классификация намерений-и-действий 239
§2. Обоснование интересов и их соотношение 242
Глава V. Состояние и предрасположенность. Аффективная классификация намерений-и-действий 252
§1. Аффективная классификация намерений-и-действий 252
§2. Мусульманский этос 261
Глава VI. Общие черты мусульманской этики 274
§1. Отличительные черты мусульманской этики в контексте общих особенностей ислама 274
§2. Макропроблемы мусульманской этики 278
§3. Основные жанры, в которых обсуждалась этическая проблематика 283
Глава VII. Философская разработка мусульманской этики в каламе, исмаилизме и суфизме 285
§1. Калам и ранняя мусульманская мысль: ригоризация этики 285
§2. Исмаилизм: императивная этика совершенствования 290
§3. Суфизм: этика "растерянности" 293
Глава VIII. Этика в мусульманских обществах 299
§1. Личное совершенство: исправление нравов и обретение добродетелей 300
§2. Политическая утопия: "добродетельный город" аль-Фараби 303
§3. Интуитивизм: Ибн Сина и Ас-Сухраварди 305
Литература 308
Раздел четвертый. Европа: Античность 310
Глава I. Моральный канон античности: Гомер, Гесиод, Семь мудрецов 310
§1. Гомер 310
§2. Гесиод 316
§3. Семь мудрецов 320
Глава II. Этика в ранней греческой философии 325
§1. Анаксимандр 325
§2. Гераклит 328
§2. Пифагор и пифагорейцы 332
§3. Парменид 335
§4. Демокрит 338
Глава III. Софисты, Сократ, сократики 344
§1. Софисты 344
§2. Сократ 351
§3. Сократики 359
Глава IV. Платон и Аристотель 364
§1. Платон 364
§2. Аристотель 377
Глава V. Этические учения эпохи эллинизма 401
§1. Эпикур 401
§2. Стоицизм 410
§3. Скептицизм 430
Глава VI. Конец античной этики: Платин 435
Литература 444
Раздел пятый. Европа: Средневековье 446
Введение 446
Глава I. Основоположения средневековой морали 460
§1. Этический смысл "Посланий" ап. Павла (I в. н.э.) 460
§2. Божественное пари: контроверсия морализма и легизма 466
§3. Раннехристианская литература 474
Глава II. Недогматические формы морального сознания Средневековья 477
§1. Синкретические доктрины первых веков новой эры 477
§2. Недоктринальные формы бытийствования морали 486
§3. Аскетическая традиция Восточной церкви 492
Глава III. Формирование моралистической традиции Западной церкви 509
§1. Амвросий Медиоланский 509
§2. Аврелий Августин 510
§3. Происхождение зла. Теодицея 514
§4. Добродетели разума и добродетели веры 523
§5. Григорий Великий 526
Глава IV. Схоластическая традиция в истории средневековой этики 527
§1. Ансельм Кентерберийский. Диалог "О свободном выборе" 527
§2. Бернар Клервоский. "О благодати и свободной воле" 530
§3. Петр Абеляр. "Познай самого себя" 532
Глава V. Этика Фомы Аквинского 535
§1. Воля и интеллект 535
§2. Типология добродетелей 539
Глава IV. Этические идеи Иоанна Дунса Скота и Уильяма Оккама 543
Литература 549
Раздел шестой. Европа: Новое время 552
Введение 552
Глава I. Гуманизм и Реформация 556
§1. Лоренцо Валла 556
§2. Джордано Бруно 560
§3. Макиавелли 565
§4. Лютер 570
Глава II. XVII в 578
§1. Декарт 578
§2. Спиноза 583
§3. Гроций 590
§4. Гоббс 595
§5. Локк 603
Глава III. XVIII в 611
§1. Этический сентиментализм 611
§2. Мандевиль 628
§3. Дидро 631
§4. Гельвеций 638
§5. Руссо 645
Глава IV. Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв 651
§1. Кант 651
§2. Гегель 659
§3. Фейербах 667
Литература 672
Раздел седьмой. Европа: XIX-XX вв 663
Глава I. Антинормативный поворот в этике 673
§1. Шопенгауэр 673
§2. Маркс и марксистские традиции 680
§3. Ницше 687
Глава II. Основные этические учения 696
§1. Утилитаризм 696
§2. Эволюционная этика 703
§3. Прагматизм 710
§4. Фрейдизм 716
§5. Феноменология 723
§6. Экзистенциализм 733
§7. Аналитическая этика и метаэтика 742
Глава III. Современные дискуссии и тенденции 753
§1. Новые споры вокруг старых нормативных программ 753
§2. Прикладная этика 761
§3. Постмодернизм 765
Литература 770
Раздел восьмой. Россия 771
Введение 771
Глава I. Нравоучение средневековой Руси (XI-XVII вв.) 775
§1. Нравоучение как вид христианского учительства 775
§2. Этический "номинализм" нравоучительной литературы 776
§3. Этос религиозного подвижничества: аскетизм, святость, юродство 778
§4. Христианский этический идеал, мирское благочестие и житейская нравственность 783
Глава II. Нравоучительная философия Просвещения (сер. XVIII - первая треть XIX в.) 786
§1. Секуляризация этической мысли 786
§2. Этическое образование. Место этики в системе нравоучительной философии 787
§3. Нравственное учение масонства 789
§4. Эстетический морализм русских романтиков 792
Глава III. Нравственная философия: становление этики как самостоятельной науки (вторая половина XIX в.) 794
§1. Утилитарная переоценка морали: нигилистический и утопический морализм 60-х годов 794
§2. Моральный метод в социологии: социальный морализм народничества (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский) 795
§3. Этическое "оправдание" христианства: этика "абсолютного добра" Ф.М. Достоевского; этика "непротивления злому" Л.Н. Толстого 798
§4. Православно-христианское учение о нравственности: богословский морализм 801
§5. "Научное" обоснование этического идеализма: этико-психологический синтез К.Д. Кавелина 806
§6. Этико-правовые учения и их роль в становлении автономной этики 808
§7. Метафизический поворот в этике (80-90-е годы) 813
§8. Нравственная философия как система: этика "соборного добра" B.C. Соловьева 822
§9. Этические итоги конца XIX в 827
Глава IV. Философская этика: от этической автономии к институциональной морали (XX в.) 829
§1. Этический "ренессанс" начала века (1900-1922) 831
§2. Основные направления этической мысли 839
§3. Пореволюционный этический идеализм в России (1918-1922) 854
§4. Этический "раскол": моральная идеология в Советской России и этика русского зарубежья (сер. 20-х - кон. 50-х годов) 858
§5. Неортодоксальные этические учения в Советской России 863
§6. Этика русского зарубежья: основные учения 867
§7. Советская этика. Общая характеристика (60-80-е годы) 887
§8. Российская этика. Основные тенденции развития (90-е годы) 892
Литература 894
Приложение. Этика ненасилия 896.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История этических учений, Гусейнов А.А., 2003 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать txt
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать книгу История этических учений, Гусейнов А.А., 2003 - txt - Яндекс.Диск.
Дата публикации:
Теги: учебник по философии :: философия :: Гусейнов
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- Человек-маленький мир, Мастер-класс по воспитанию, Лайтман М., Ульянов А., Винокур И., 2012
- Инструкция по выживанию в новом мире, Почему взаимная ответственность спасет нас от глобального кризиса, Лайтман М., Козлов А., Ульянов А., Кальченко К., Жданко С., 2012
- Школа для взрослых, Взгляд из будущего, Лайтман М., 2012
- Новая жизнь, Как стать счастливым в глобальном мире, Лайтман М., 2012
Предыдущие статьи:
- Физика и философия, Гейзенберг В.
- Собственность и управление, Философско-экономические очерки, Бугера В., 2003
- Искусство и коммуникация, Очерки из истории философско-эстетической мысли, Басин Е.Я., 1999
- Основные проблемы философской теории, Нехамкин В.А., Назарова И.Р., Власов С.А., 2014