Собрание сочинений, том 2, Теория литературы, методология гуманитарных наук, Косиков Г.К., 2012

Собрание сочинений, Том 2, Теория литературы, Методология гуманитарных наук, Косиков Г.К., 2012.
 
  Во второй том собрания сочинений Г. К. Косикова (1944-2010) вошли работы по теории литературы и методологии гуманитарного знания.
В издание включены две монографии автора: «Проблема жанра романа и французский “новый роман” (на материале творчества Н. Саррот)», текст которой публикуется впервые, и «От структурализма к постструктурализму (проблемы методологии)». Значительную часть тома составляют статьи по теории романа, методологии западного литературоведения и истории критики с античности по настоящее время.

Собрание сочинений, Том 2, Теория литературы, Методология гуманитарных наук, Косиков Г.К., 2012

Жанр как «сторона действительности» (П.Н. Медведев, М.М. Бахтин).
Мысль о том, что жанровую природу искусства следует выводить из особенностей его содержания, последовательно развивалась в трудах П. Н. Медведева. Эта мысль была громадным шагом вперед, открывавшим совершенно новые перспективы для изучения жанров. Чтобы понять все значение этого шага, нужно учесть, что не только формалисты, но и представители социологических направлений в литературоведении 20-30-х гг. XX в., как только речь заходила о жанрах, готовы были признать, что жанр — способ формальной организации произведения.

Медведев же со всей определенностью заявил, что всякая попытка оторвать жанр от «общественной действительности и от тематического
овладения ею» в корне бесплодна. На этом и построена его критика жанровой теории формалистов; отсюда же исходит он, предлагая собственные принципы изучения жанров.

Пользуясь понятием темы как «предмета высказывания», Медведев показывает, что общая тенденция формализма «сводится к тому, чтобы, не выходя за пределы композиции произведения <...>, подменить проблему тематического единства плоскостной проблемой композиционного размещения словесных масс и тем. Говоря иначе, формалистами не композиция произведения объясняется из тематического единства, а наоборот — тематическое единство из композиции, т. е. тема становится одним из элементов композиции, одним из приемов, одним из языковых явлений».

Оглавление
ПРОБЛЕМА ЖАНРА РОМАНА И ФРАНЦУЗСКИЙ «НОВЫЙ РОМАН» (на материале творчества Натали Саррот)
(публикация Е.Л. Крепковой)
Введение
ГЛАВА I
Введение. «Новый роман» и романный жанр. Постановка проблемы
Из истории изучения жанров
1. «Формальная школа» о жанре (Б.В. Томашевский,
В.Б. Шкловский)
2. Жанр как «сторона действительности» (П.Н. Медведев, М.М. Бахтин)
3. Жанр как «отвердевшее содержание» (Г.Д. Гачев, В.В. Кожинов)
4. «Социологисты» о жанрах (Г. Лукач, Л. Гольдман)
Жанровое содержание романа
5. Основная романическая ситуация. Характер развертывания содержания в романе
6. Жанровое содержание как аспект проблематики литературного произведения
7. Жанровое содержание и жанровые формы. Предпосылки для создания жанровой классификации
ГЛАВА II
Введение. Принципы и цели создания персонажей в литературе.
Персонажи «нового романа» и социальные характеры
«Пересоздание» персонажа в романе XIX—XX вв.
1. Бальзак
2. Стендаль
3. Флобер 1
4. Некоторые типологические черты французского реалистического романа XIX столетия
5. М. Пруст
6. А. Мальро
7. Общественная действительность и «новый роман». Некоторые итоги
ГЛАВА III
Введение. Натали Саррот и «новый роман»
1. Принципы повествования у Саррот. Две группы персонажей
Персонажи «Второй группы»
2. Персонажи «второй группы» и мир вещей
3. «Слово» персонажей «второй группы»
4. «Я-для-другого» как «я-для-себя»
5. «Маски» и «тропизмы». Некоторые выводы
6. «Планетарий» как произведение нравоописательного жанра
Персонажи «Первой группы»
7. Общие особенности персонажей «первой группы»
8. Герой «Портрета неизвестного»
9. Герой «Мартеро»
10. Коллективный романический герой «Золотых плодов». Выводы
Заключение
ОТ СТРУКТУРАЛИЗМА К ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМУ (проблемы методологии)
От автора
Введение: Два века западноевропейского литературоведения: от «романтической герменевтики» до «новой критики»
Глава I: Французский структурализм в поисках предмета литературоведения
Глава II: Структурная поэтика сюжетосложения во Франции:
А.-Ж. Греймас и Кл. Бремон
Глава III: Ролан Барт — семиолог, литературовед
Глава IV: Идеология. Коннотация. Текст
СТАТЬИ И ПРЕДИСЛОВИЯ
О принципах повествования в романе
Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы
К теории романа (роман средневековый и роман Нового времени)
[Поэтика и герменевтика]
Жан-Поль Сартр: искусство как способ экзистенциальной коммуникации
От Проппа к Греймасу
От «вненаходимости» к «бунту»
«Структура» и/или «текст» (стратегии современной семиотики)
Текст / интертекст / интертекстология
«Человек бунтующий» и «человек чувствительный» (М. М. Бахтин и Р. Барт)
Энциклопедические статьи
Барт
Бремон
Генетический структурализм
Гольдман
Греймас
Леви-Стросс
Нарратив
Структурализм
Текст
Комментарии.



Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Собрание сочинений, том 2, Теория литературы, методология гуманитарных наук, Косиков Г.К., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу



Скачать книгу Собрание сочинений, Том 2, Теория литературы, Методология гуманитарных наук, Косиков Г.К., 2012 - pdf - Яндекс.Диск.
Дата публикации:





Теги: :: ::


Следующие учебники и книги:
Предыдущие статьи:


 


 

Книги, учебники, обучение по разделам




Не нашёл? Найди:





2024-12-22 11:35:21