Книга профессора Санкт-Петербургского государственного университета представляет собой оригинальное исследование глубинных проблем взаимоотношения искусства и философии, анализирует закономерности формирования эстетического идеала в контексте истории мировой культуры и идеологии. Нетрадиционные суждения автора подкрепляются обширным иллюстрированным материалом из истории мировой живописи. Издание адресовано всем, изучающим и преподающим культурологию, философию, эстетику, историю искусств, психологию, а также может быть полезно специалистам по теории самоорганизации и работникам средств массовой информации.
Эмоциональное отношение.
Наука начинается с удивления, говорили древние, а искусство - с впечатления, добавили позднейшие авторы. Тот, кого ничто не удивляет, "пребывает в состоянии тупости" (Гегель), а тот, кого ничто не впечатляет, - в состоянии окаменелости.
Как бы развивая эти мысли, один из основоположников модернистской живописи ХХ в. А.Матисс как-то заметил: "Для художников творчество начинается с видения (Матисс А. Сборник статей о творчестве. М. 1958, С.89).Творить - значит выражать то, что есть в тебе. Всякое истинно творческое усилие совершается в глубинах человеческого духа. Но и чувство требует пищи, которую оно получает при созерцании объектов внешнего мира (Анри Матисс., М. 1993, С. 90). По мысли Матисса, творческое усилие состоит в том, чтобы освободиться от унылых стереотипов повседневного восприятия, способствующих эмоциональному равнодушию, и посмотреть на вещи свежим взглядом - так если бы все видели их в первый раз, или, что то же, как если бы вы могли вернуться к детской непосредственности в их восприятии. И далее Матисс иллюстрирует эту мысль следующим образом: в "Натюрморте с магнолией" я написал зелёный мраморный стол красным. Это побудило меня передать отражение солнца в море чёрным пятном. Эти метаморфозы, ни в коем случае нельзя считать продуктом случайности или каких-то фантазий. Напротив, они - результат ряда исследований, на основании которых эти цвета оказались необходимыми, чтобы в сочетании с другими элементами картины создать нужное впечатление (Анри Матисс., там же, С. 92-94). Великий мастер "ослепления цветом" подводит к мысли, что эмоциональное равнодушие ведёт к духовной слепоте, а духовная слепота, в свою очередь, способствует эмоциональному равнодушию. Тот, в ком объект не вызывает никаких чувств, не замечает в этом объекте и десятой доли тех особенностей, которые открываются человеку, находящимися под сильным впечатлением от объекта. Таким образом, как это ни парадоксально, можно смотреть на нечто - и ничего не видеть.
Оглавление
АННОТАЦИЯ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава 1. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Рождение замысла. Роль переживаний в художественной деятельности.
Построение и природа художественного образа. Художественный образ как выразительная умозрительная модель
Материализация художественного образа. Художественное произведение как выразительная материальная модель
Глава 2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Эмоциональная реакция на художественное произведение. Сопереживание и его деформации
Оценка художественного произведения. Суждение и действие вкуса
Понимание художественного произведения. Проверка справедливости оценки
Глава 3. ФУНКЦИЯ ФИЛОСОФИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ
Философия и идеал. Идеал человека и эстетический идеал
Выразительность и красота. Красота и гармония
Основные стилевые тенденции в истории живописи. Стиль и вкус
Глава 4. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
Место идеала в системе культуры
Закон дифференциации и интеграции идеалов. Смена идеалов и переоценка ценностей. Эсхатология и апокалиптика
Абсолютное художественное произведение как суператтрактор. Загадка и смысл мировой истории
На пути к абсолютному произведению. Час роковых решений. Мировая история как глобальное художественное творчество.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Искусство и философия, Бранский В.П., 1999 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать книгу Искусство и философия, Бранский В.П., 1999 - Яндекс Народ Диск.
Скачать книгу Искусство и философия, Бранский В.П., 1999 - depositfiles.
Дата публикации:
Теги: учебник по искусствоведению :: искусствоведение :: Бранский
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
Следующие учебники и книги:
- ГМИИ имени Пушкина, Великие музеи мира, №16, 2011
- Галерея Академии, Венеция, Великие музеи мира, №14, 2011
- Великие художники, Жан-Франсуа Милле и Барбизонская школа, часть 15, 2003
- Леонардо да Винчи и особенностии ренессансного творческого мышления, Баткин Л.М., 1990
Предыдущие статьи:
- Другая история искусства, От самого начала до наших дней, Жабинский А.М., 2001
- Полный курс рисунка обнаженной натуры, Георг Клебер, 2000
- Великие художники, Сальвадор Дали, часть 105, 2003
- Великие художники, Рембрандт, часть 62, 2003