Народы и личности в истории, Очерки по истории русской и мировой культур, Том 2, Миронов В.Б., 2000.
Перед вами второй том уникального трехтомного издания "Народы и личности в истории", где впервые в России сделана попытка осмыслить развитие мировой и отечественной культур как неразрывный процесс. В этой книге рассказывается о жизни и творчестве писателей, поэтов, философов, политических деятелей. В книге представлены фигуры, во многом сформировавшие облик европейца, человека Запада и Востока: Байрон Гюго, Стендаль, Бальзак, Гете, Шиллер, Гейне, Дюрер, Гойя, Делакруа, Ренуар, Гоген, Роден, Моцарт, Бах, Бетховен, Шопен, Вагнер, Кант, Гегель, Ницше.
В чем же сила искусства? Вольтер как-то заметил, что оно исправляет природу. Поскольку природа человека несовершенна, то с помощью искусства мы можем повлиять в лучшую сторону на эволюцию человеческого рода (или же, напротив, втоптать его в грязь и превратить окончательно в дикое и безжалостное животное). По словам Р. Роллана, искусство – великая сила, являющаяся одним из самых совершенных орудий, с помощью которых можно проникнуть в суть человеческой природы. Пожалуй, это главная из школ, которая способна пробуждать в людях высокие и благородные чувства. С наибольшей полнотой ее воздействие проявилось в деятельности романтиков XIX века.
Здесь, впрочем, я должен оговориться. Понятие «романтизм» (предромантизм) столь же зыбко и неопределенно, как и слово «просвещение». Романтические черты встречаются в жизни и творчестве во все времена. Поэтому сегодня крайне сложно разбираться в культурных вкусах столь отдаленной эпохи. Скажем, романтизм, имевший в основе немецкие корни, поначалу был не очень дружелюбно встречен во Франции. Ламартин говорил о писателях-романтиках: «Это бред, а не гениальность». Стендаль высказывался не менее жестко и категорично, заявив, что боится той «немецкой галиматьи, которую многие называют романтической». Он высмеивал молодых людей, избравших жанр мечтательный, воспевающих страдания и радость смерти, но при этом хорошо упитанных, циничных, денно и нощно мечтающих об огромных доходах… Виктор Гюго весьма скептически относился к разделению людей литературы на «классиков» и «романтиков», говоря, что «в литературе, как и во всем остальном, есть только хорошее и плохое, прекрасное и безобразное, истинное и ложное». Гюго вынужден был также признать – время стало иным. Нужны иная литература, иные искусства: «Нельзя после гильотин Робеспьера писать мадригалы в духе Дора, и не в век Бонапарта можно продолжать Вольтера» («О лорде Байроне в связи с его смертью»).[1] Гюго считают «отцом романтиков», ибо он возглавил движение после 1830 г. Думаю, он лишь подхватил знамя других.
Оглавление
Глава 7 . Искусство и жизнь Западной Европы XIX века
Глава 8 . Прогресс науки, индустрии, образования в Европе. Время и нравы
Глава 9 . Германия и Европа – цитадель науки, культуры и литературы
Глава 10 . Европейские божества – симфония музыки, мысли и стали
Купить книгу Народы и личности в истории, Очерки по истории русской и мировой культур, Том 2, Миронов В.Б., 2000 .
Купить книгу Народы и личности в истории, Очерки по истории русской и мировой культур, Том 2, Миронов В.Б., 2000 .
Теги: учебник по культурологии :: культурология :: Миронов
Смотрите также учебники, книги и учебные материалы:
- Культурология, Гуревич П.С., 2001
- Культурология, Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П., 2010
- История мировой культуры, Борзова Е.П., 2001
- Русская культура X - XVII веков, Страхова Н.П., 2001
- Культурология, конспект лекций, Ильина Е.А., Буров М.Е., 2005
- Культурология, Розин В.М., 2003
- Культурология, Головнёва Е.В., Горюцкая Н.В., 2005
- Культура древности и средневековья, Лысак И.В., 2002