Мифология, Статьи для мифологических энциклопедий, том 1, Топоров В.Н., 2011

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «Литрес», если она у них есть в наличии, и потом ее скачать на их сайте.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Ссылки на файлы заблокированы по запросу правообладателей.

Links to files are blocked at the request of copyright holders.


Мифология, Статьи для мифологических энциклопедий, Том 1, Топоров В.Н., 2011.

   В издание включены статьи, написанные для энциклопедий «Мифы народов мира», «Славянская мифология» и др. Статьи, печатавшиеся ранее в сокращении, даны в полной авторской редакции. Ряд статей публикуется впервые.

Мифология, Статьи для мифологических энциклопедий, Том 1, Топоров В.Н., 2011


АГНИ.
АГНИ (др.-инд. Agniy букв, ‘огонь’) — бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. По числу упоминаний в РВ стоит на втором месте после Индры (ему посвящено не менее 200 гимнов). А. — главный из земных богов, он — персонификация священного огня и в этом качестве стоит в центре основного др.-инд. ритуала. Именно ритуальный аспект А. подчеркивается прежде всего, тогда как мифологический оттеснен на периферию и, будучи развитым слабо, подчинен ритуальному аспекту. Не случайно, что основная функция А. — посредничество между людьми и богами (А. — божественный жрец): жертвенный огонь, на который возливается жертва, возносит ее языками пламени с земли на небо. При слабой антропоморфизации А. (в ряде случаев вовсе не ясно, идет ли речь о божественном персонаже или о самом огне), характерно обилие упоминаний о частях его тела, при том, что описания далеки от единства и часто противоречат друг другу (у А. три головы, РВ I, 146, 1, и ни одной головы, IV, 1, 11; VI, 59, 6). Как правило, все эти телесные элементы уподобляются огню по форме, цвету (золотой, сияющий и т. п.) и т. д.; ср. волосы, лицо, глаза, рот, зубы, язык, борода, тело, спина, руки, пальцы, ноги (но он же и безногий, IV, 1, 11) и даже одежды. Нередко повторяется мотив еды и роста А. (= огня). А. свойственно множество ипостасей: он и огонь на небе (солнце, молния), и огонь в водах, и огонь жертвенного костра; он одновременно и старый и молодой (I, 144, 4; II, 4, 5; X, 4, 5). Именно для А. характерны длинные ряды отождествлений типа «Ты, А., — Индра..., ты, А., — царь Варуна..., ты — Анша..., ты, А., — Тваштар..., ты, А., — Рудра...» (II, 1; V, 3 и др.). По этой же причине А. постоянно сравнивается с разными богами, людьми, животными, птицами, богатствами, отдельными предметами.

Купить .
Дата публикации:






Теги: ::


Следующие учебники и книги:
Предыдущие статьи:


 


 

Книги, учебники, обучение по разделам




Не нашёл? Найди:





2024-12-22 16:33:20